Документи

Книга 2 | Том 1 | Розділ 1. Діяльність німецьких і місцевих каральних органів в окупованому Києві
Книга 3 | Розділ 4. Діяльність окупаційної влади й місцевого адміністрації у Києві. Національний, релігійний і культурний аспекти. Ставлення до населення й військовополонених. Пропаганда й практика

Доповідь начальника головного управління з питань юриспруденції і права в Києві про його дворічну діяльність в Україні

05 травня 1944 р.

Текст (рос.)

Главное управление

по вопросам юриспруденции

и права при генерал-комиссаре

г. Киева

5 мая 1944 г.

ДОКЛАД

Об опыте работы по вопросам юриспруденции и права, приобретенном во время работы на Украине.

С прибытием немецкой гражданской, администрации на Украину перед ней сразу же встало две задачи в области юриспруденции и права:

I. Прежде всего необходимо было обеспечить правовую защиту всем немцам, которые должны были жить и работать на вновь оккупированных территориях. Само собой разумеется, что немцы, находящиеся на управляемой рейхом Украине должен пользоваться тем же правами что и в Германии. Вместе с германским солдатом на Украину пришло и немецкое право. Это значит, что германское государственное право распространялось на всех коренных немцев и на местных немцев (фолькс-дейчей), если они могли подтвердить свою национальную принадлежность документально и если на этот счет не было каких-то особых указаний, которые затем принимались во внимание в постепенно вводимом местным правом на Украине.

Работоспособность немцев на Украине, их часть, так же как и их имущественное положение требуют, как показал опыт работы судов за последние два года, немедленной правовой защиты на месте. Это проявлялось все в большей степени по мере нормализации внешней обстановки.

Внутри чисто немецкого сектора представляется неоспоримой необходимость иметь немецкий суд с прокуратурой и чрезвычайный суд. Тот факт, что деятельность судов в основном была сосредоточена в области уголовного права, достоин сожаления, но это можно объяснить тем, что на Украину командировались не лучшие люди. Кроме того финансовые условия, рыночная обстановка на Украине и особенно наше отступление представляли многочисленные соблазны для подобных натур. Поэтому безукоризненная чистота немецких кадров, занимающих посты на передовых позициях, право на удельные непригодных работников являются, важными предпосылками для выполнения поставленных перед немецким национал-социализмом колонизаторских задач в восточном пространстве, которые к сожалению, лишь очень медленно находят понимание, и для укрепления его позиций.

В чисто немецком секторе прежняя структура немецкого суда при каждом генеральном округе с двумя филиалами вполне позволит выполнять свои задачи имеющимися в распоряжении силами. Сотрудничество с полицией СД проходило в основном гладко, что может рассматриваться как доказательство единства в оценке дел. Трудности иногда возникали лишь в связи с отсутствием кодекса наказаний за нарушение порядка и за действия подрывающие авторитет немецкого руководства, о чем уже неоднократно упоминалось. Имели место случаи неправильных решений со стороны гебитскомиссаров, которые передавали в суд дела, которые должны были решаться чисто дисциплинарным порядком. Кроме находящегося в стадии разработки введения в дисциплинарное право, касающегося всех работающих на Украине немцев, которое позволит подходить более дифференцировано к рассматриваемым делам, необходимо также ввести положение о наказуемых в судебном порядке действиях, наносящих ущерб немецкому авторитету, а значит и интересам рейха.

ІІ. Другая задача германского правосудия на Украине состояла в том, чтобы принять меры к установлению правового мира в среде местного населения. В отличие от других областей общественной жизни, мы не смогли найти на Украине и этой области ничего такого, на что мы могли бы опереться при создании новой системы судов. Большевистские судьи бежали, прежние здания судов, если они остались неразрешенными, использовались для других целей. Персонал секретарей и писарей разбежался. Но главное состояло в том, что по упомянутым принципиальным соображениям мы не могли воспользоваться применявшийся до вступления немецких войск большевистском правом. Добольшевистское царское право уже давно устарело и забылось, так что тоже не могло найти применения.

Возникшие в этих условиях трудности удалось преодолеть лишь благодаря привлечению немецкого суда (его уголовно-правовой части) в чисто украинский сектор и тому, что гебитскомиссары, понимая все политическое значение скорейшего наведения порядка в вопросах права по отношению к населению, пытались помочь проведением административных мероприятий. Вскоре, однако, было положено успешное начало решению этой политической проблемы путем создания системы третейских судов с заседателями и разработки основополагающего руководства по рассмотрению гражданско-правовых споров, возникающих в повседневной жизни, вынесению приговоров по мелким преступлениям и нарушениям и организации судопроизводства в местных судебных инстанциях.

Система третейских судов с заседателями, несмотря на присущие ей недостатки временного порядка была с благодарностью встречена местным населением, так как бы оказывала населению необходимую помощь в случае необходимости восстановления упомянутых личных документов и сборе необходимых в этом случае доказательств. Бывшие царские мировые суды и суды и адвокаты, которых еще удалось найти, влачили жалкое существование. Однако они проявили большое желание к сотрудничестве и принесли большую пользу. Организация обучения, состоявшая в постоянных переэкзаменовках и учебы на курсах, могла бы уже вскоре привести к созданию по-настоящему дееспособного аппарата. Оправдало себя создание местных судебных инстанций в генеральша округах Киев и Житомир, хотя в условиях нарастающего недостатка в персонале такие инстанции не следует создавать в каждой области, а лишь в каждом немецком генеральном округе, в то время как третейский судья должен быть в каждом районе. Следует также сохранить оправдавшее себя назначение одного из третейских судей окружным судьей (главный третейский судья), наделив его надзорными функциями. Оказалось также правильным то, что уже в течение первых двух лет постепенно расширялись полномочия третейских судей и заседателей в их специальной области. Этот процесс должен продолжаться. Достигнутые реальные успехи в этой специальной и политической областях благодаря созданию системы третейских судов свидетельствует в целом о правильности выбранной линии поведения, состоящей в том, чтобы не загружать германские административные органы, а возлагать решение своих проблем по возможности собственными силами местного населения. С нашей же стороны должен осуществляться лишь контроль за тем, насколько добросовестно местные кадры выполняют свои обязанности. Эта цель уже в основном достигнута в области решения гражданских дел. Эта идея может быть осуществлена и а отношение с братоубийством на почве жадности, могли бы без труда рассматриваться местными судами. Эти же суды, укомплектованные соответствующим образом, могли бы о подобных случаях выносить и смертные приговоры. Само собой разумеется, что граница компетенции потенции местных судов должна проходить всегда там, где затрагиваются интересы Германии, Во всех таких случаях из соображений престижа дела должен рассматривать только немецкий суд, а его прокурор обязан каждое такое дело, если даже по нему вынесен приговор местного суда, передавать в немецкий суд, пользуясь правом отмены. Из соображений безопасности исполнение приговора должно также оставаться в его руках.

В военное время и в первое время после войны определенная часть конфликтов между местным населением и германским руководством, а именно явные случаи открытой или тайной борьбы (партизаны и их политические пособники, ведущие борьбу против нашего вермахта и против наших органов гражданской администрации) должны будут оставаться вне сферы обычного уголовного судопроизводства. В таких случаях наносят ответный удар войска или немедленно вступают в дело полицейские органы. Тот, кто на этой стадии выступает насильственными средствами на стороне большевистского врага против германского порядка, не может рассчитывать на то, что его преступные действия будут разбираться в общепринятом судебном порядке. Однако во имя внутреннего порядка, основанного на справедливости, все другие сомнительные случаи неповиновения и тысячи других случаев, в которых не настроенное враждебно местное население может вступить в конфликт с германскими интересами, должны рассматриваться немецким судом. Опыт, приобретенный немецкими судами во время их очень продуктивной работы, особенно в Киеве вынуждает констатировать, приговоры судов оказывали благоприятное воздействие на местное население. Что же касается разрешения подобных конфликтов полицейскими органами, даже со всей тщательностью, то оно было не столь эффективным.

При расширении полномочий местных судов необходимо сделать все, чтобы повсеместно был обеспечен непререкаемый приоритет немецких властей, исключающий всякие сомнения. С этой целью имеет смысл позволить местным жителям обращаться в немецкий суд с апелляциями даже на безупречные в правовом отношении решения местных судов.

В этой связи первостепенное значение приобретает тесное сотрудничество полиции прокуратуры и суда. Так как потеря авторитета судом будет означать потерю престижа всей немецкой гражданской администрацией, включая и полиций с ее органами принуждения. Такая опасность наметилась во время нашего отступления, когда из-за недостатка времени и сил полиция обходилась без суда.

Из этого следует вывод, что после повторном оккупации Украины должно быть заранее согласовано правильное взаимодействие суда и полиции, душ чего необходимо, чтобы обе стороны располагали достаточно и укомплектованы личным составом.

Следует по возможности избегать всякого распыления немецких органов юстиции. До сих пор все решения местного суда (в составе мирового судьи и заседателей) подлежали обязательному утверждению у гебитскомиссара с тем, чтобы не наделать суд слишком важными полномочиями и дать право гебитскомиссару оказывать свое влияние на местные правосудия при рассмотрении несложных дел. Передачу судейских функций гебитскомиссару была чисто вынужденной мерой и себя не оправдала, тем более что многие гебитскомиссары часто выходили за рамки своих полномочий, хотя некоторые из них и прикладывали много усилий при решении этих правоохранных задач. Предшествующая утверждению необходимость тщательного изучения приговора, вынесенного местным судом заседателей больше загружала гебитскомиссара чем это требовалось с точки зрения необходимости правого надзора, тем более, что побочными функциями занимаются главный юридический отдел при генерал-комиссаре и прокурор. Такое положение подтверждает лишь ту точку зрения, что местный суд не должен обладать никакой правовой самостоятельностью.

После предполагаемого в будущем укрупнения территории округов и в условиях настоятельной необходимости последовательного проведения в жизнь идей единства административной власти гебитскомиссар будет настолько загружен решением своих чисто административных задач, что у него совершенно не останется времени на решение далеких для него юридических и правовых задач. Поэтов эти задачи в будущем должны будут решать специалисты из судебных инстанций, что не потребует значительного увеличения численности персонала.

Что же касается гебитскомиссара, то он может осуществлять свои дисциплинарные права и обычные полицейские обязанности через органы СС и полиции. При необходимости применить преследование за уголовные действия и для контроля за деятельностью местных судебных органов он может в первую очередь использовать немецкого прокурора, через которого в любом случае должна проходить большая часть дел. С этим прокурором у гебитскомиссара должна быть постоянная связь.

На будущее следовало бы предусмотреть увеличение количества филиалов немецкого суда. При расширении территории округов в 3–4 раза было бы идеальным решение иметь в резиденции каждого гебитскомиссара филиал немецкого суда и прокурора. Если же округа будут увеличены лишь вдвое в сравнении с их нынешними размерами, то окажется возможным иметь один филиал немецкого суда на 2–3 округа. В этом случае прокурор и суд должны быть обеспечены транспортными средствами повышенной проходимости с тем, чтобы они могли справиться со своими обязанностями и в условиях распутицы. Вместе с тем это позволит более эффективно, чем прежде, осуществлять надзор за деятельностью местных судов, что очень важно в условиях расширения полномочий последних.

Опыт подсказывает, что в чисто украинском секторе в условиях предусматриваемой перестройки огромную роль играет вопрос кадров. Спрашивается, сможем ли мы найти на Украине, учитывая события последних 6 месяцев, необходимое количество мировых судей. После повторной оккупации Украины это будет несомненно еще труднее, чем прежде.

Необходимо учитывать возможные потери в тех случаях, когда бывшие судьи не смогли своевременно скрыться. На тех же, что не отошли вместе с нами по причине преклонного возраста, вряд ли можно рассчитывать. Поэтому представляется необходимым разыскать всех бывших судей, отошедших, вместе с наш в Германию и в Генерал-губернаторство, если только это возможно, и сосредоточить их в специальном лагере с целью их обучения. Если представиться возможным пополнить их состав подходящими людьми, которые также должны пройти основательную подготовку. Необходимые преподавательские кадры для специальной подготовки местных чиновников правовых органов есть и в настоящее время недостаточно заняты. Затем в течение какого-то времени эти кадры можно будет проверить на их практическую пригодность и политическую надежность в трудовых лагерях для украинцев.

д-р Гюнтер

 

 

ЦДАВОУ, ф. КМФ-8, оп. 1, спр. 101, арк. 189–198