Документи

Книга 2 | Том 1 | Розділ 1. Діяльність німецьких і місцевих каральних органів в окупованому Києві
Книга 2 | Том 2 | Розділ 2. Радянське підпілля в окупованому Києві. Боротьба і загибель
Книга 3 | Розділ 4. Діяльність окупаційної влади й місцевого адміністрації у Києві. Національний, релігійний і культурний аспекти. Ставлення до населення й військовополонених. Пропаганда й практика

Витяг із «Донесення з окупованих східних територій № 34» поліції безпеки і СД з інформацією про події на території України

18 грудня 1942 р.

Текст (рос.)

Витяг із «Донесення з окупованих східних територій № 34» поліції безпеки і СД з інформацією про події на території України

 

 

 

Шеф полиции безопасности и СД

– Штаб командования –

 

Берлин, 18 декабря 1942

 

 

 

 

Донесения c оккупированных восточных территорий

№ 34

 

 

 

 

В запросах просьба ссылаться

на указанный выше порядковый номер донесения

 

 

 

 

А. Противник и оперативаня работа.

 

Парашютисты и диверсионная деятельность:

[…]

Перегон Киев — Нежин вновь был поврежден взрывом мины.

[…]

В Киеве была арестована украинка, попытавшаяся отравить двух остановившихся у нее на постой солдат.

В Шепетовке арестована группа из 5 военнопленных из-за фальшивых удостоверений об отпуске из плена. Использованный штемпель на удостоверениях был изготовлен из дерева одним из военнопленных. Для печати использовали чернила

[…]

Б. Сферы жизнедеятельности

Попытки объединения автокефальной и русской автономной церкви в Украине.

Хотя в последние месяцы наблюдалось противостояние между двумя основными конфессиями, русской автономной и автокефальной церквями, с начала октября ситуация изменилась:

Между митрополитом русской автономной церкви (dem Metropoliten der russisch-autonomen Kirche) 1 Алексеем2 и двумя уполномоченными епископами автокефальной церкви дело дошло до подписания документа, в котором, кроме всего прочего, автокефалия украинской православной церкви признается митрополитом Алексеем, а также предложены меры для окончательного объединения этих церквей.

Русское автономное направление представляет собственно православную церковь, каковая в советское время находилась в подчинении московского митрополита Сергия3. Ее архиереи и священники были большей частью истреблены Советами. Определенные исключения составляют те территории, которые были заняты Советами сразу после немецко-польской войны, такие как Волынь, Подолье и другие. Так Почаевская Лавра на Волыни смогла сохранить около 400 монахов и открыто проводить богослужения, на которые до последнего времени собиралась большая часть местного населения. Большое количество архиереев являются выходцами из Почаевского монастыря, которые после ухода большевиков созвали Почаевский собор. Обязанности председателя собора исполняет архиепископ Алексей (Erzbischof Alexej), который называет себя митрополитом Волынским и Житомирским и был официально признан рейхскомиссаром Украины в качестве главы автономного направления.

Автокефальная церковь под руководством архиепископа - теперь митрополита – Поликарпа4, назначенного варшавским митрополитом Дионисием5 и признанного рейхскомиссаром, охватывает в основном те украинские националистические круги, которые уже в 1918/19 годах при Петлюре объявили автокефалию украинской православной церкви. К ним принадлежат «липковцы» и «будовцы», две отделившиеся национальные группы украинской православной церкви, которые раньше противостояли друг другу. Несколько месяцев назад епископу Мстиславу6, одному из активистов автокефальной церкви, удалось побудить основателя и руководителя «будовцев» митрополита Будовжея (Metropolit Budowshij) к совместной работе с Поликарпом.

Автокефальная церковь официально называет почаевских архиереев «московскими» или также агентами НКВД; она пыталась, терроризируя священников и заручившись помощью украинских бургомистров, принудить «автономную» церковь перейти в автокефальный лагерь. Где это не удалось, автокефальная церковь попыталась предупредить захват приходов путем массовых посвящений в сан священника. Кроме того, Поликарп и его епископы обратились с потоком циркуляров к украинскому населению с тем, чтобы натравить его на «русских епископов» автономной церкви, заклеймив их как врагов украинского народа. Со стороны автономной церкви против этой травли особенно решительно выступил в Киеве назначенный Алексеем руководитель «Киевской епархии» и бывший священник Почаевской Лавры Пантелеймон7, в то время как Алексей пребывал в бездействии. Затем Пантелеймон объединился с другими епископами Почаевского собора и сформировал «инициативную группу», которая обратилась к митрополиту Серафиму в Берлине и попросила его о помощи в этой невыносимой ситуации. В это же время делались попытки повлиять на Алексея через его окружение. Так в последнее время в окрестностях Почаева появилось довольно большое количество людей, которые заводят разговоры с местными монахами и пытаются убедить их в необходимости создания единой национально-ориентированной церкви. Фактически, удалось переубедить Алексея и побудить его к объединению с автокефальной церковью.

С 4 по 8. 10. 1942 в Луцке, несмотря на категорический запрет рейхскомиссара Украины, состоялся синод украинских автокефальных епископов. По их решению создана депутация, состоящая из уже упомянутого епископа Мстислава и киевского автокефального епископа Никанора8, обратившаяся к Алексею и склонившая его к подписанию документа, в котором в частности признается автокефалия украинской православной церкви, и определяются меры для объединения обоих церквей. Соглашение содержит следующие пункты:

 

«Акт от 8.10.1942 года Святая Почаевская Лавра.

Мы, нижеподписавшиеся, преподобный митрополит Алексей и представитель архиеерейского собора святой украинской православной автокефальной церкви архиепископ Никанор и епископ Мстислав подтверждаем подписью следующий акт:

Так как разделение православной церкви в Украине на два лагеря негативно отражается на церковной жизни и жизни украинского народа, деморализует верующих и ставит под угрозу спокойствие и порядок, необходимые для окончательной победы великого немецкого вермахта над безбожным большевизмом, мы постановляем:

устранить раздор между церквями при следующих условиях:

1. Мы признаем, что украинская автокефальная православная церковь фактически уже существует.

2. Украинская автокефальная церковь объединяется со всеми православными церквями под руководством преподобного митрополита Дионисия, который является киевским митрополитом до созыва всеукраинского собора.

3. Высшей инстанцией украинской автокефальной православной церкви до созыва всеукраинского собора является святой архиеерейский собор Украины, который управляет церковной жизнью Украины через священный Синод.

4. Священный Синод состоит из пятерых старейших епископов: преподобного Александра, митрополита Пинского и Полесского, преподобного Алексея, митрополита Волынского и Житомирского, преподобного митрополита Поликарпа, архиепископа Луцкого и Ковельского, преподобного Никанора, архиепископа Чигиринского и преподобного Симона, архиепископа Черниговского и Нежинского9. Должность секретаря священного Синода занимает преподобный Мстислав, епископ Переяславский, который одновременно замещает отсутствующих членов Синода.

5. На своем первом съезде священный Синод рассмотрит все вопросы, возникшие в связи с объединением, например перераспределение епархий и кафедр между епископами, а также все вопросы, связанные с объединением, но не предусмотренные этим актом.

6. Первый съезд священного Синода созывает старейший по посвящению митрополит, он же назначает день и место проведения съезда.

7. Все разногласия канонического характера, которые имели место до объединения, отныне нами устранены и более не существуют.

8. Копия этого акта будет незамедлительно отправлена преподобными митрополитами Алексеем и Поликарпом всем епископам объединенной украинской автокефальной православной церкви, с приказанием незамедлительно распространитьэтот документ во всех церквях Украины.

После прочтения этого акта будут вознесены благодарственные молитвы Господу Нашему во всех церквях Украины, за то, что Он привел нас к обоюдному пониманию и объединению.

подписано Алексеем

митрополитом Волынским и Житомирским

подписано Никанором

архиепископом Чигиринским

подписано Мстиславом

епископом Переяславским

Если дело дойдет до осуществления вышеуказанных пунктов, то это станет существенным шагом к становлению единой и повсеместной украинской национальной церкви. Это ясно следует из пунктов 2 и 3 документа.

Эти неожиданные перемены в поведении митрополита Алексея вызвали удивление не только в церковных кругах, но и в германской ставке, поскольку Алексей до последнего времени считал, что объединение церквей невозможно по каноническим причинам. В одной из своих записей Мстислав дает понять, что причины перемены в поведении Алексея следует искать в следующем:

Главный аргумент, который приводил Алексей и его епископы, особенно Пантелеймон, и которые открыто пропагандировали к великому вреду автокефальной церкви, состоял в «неканоничности» автокефальной церкви. Когда Алексей признал отсутствие канонических различий между обеими церквями, он серьезно себя скомпрометировал и тем самым отрезал себе путь к отступлению, даже если Пантелеймон и связанные с ним епископы не признают объединения и отрекутся от Алексея. Как следует из записей, в сущности, речь шла о том, чтобы избавиться от Алексея как от противника и лишить автономную церковь главного аргумента – упрека в незаконности автокефальной церкви.

Рейхскомиссариат Украины в Ровно объяснил епископу Мстиславу, «секретарю» - канцлеру – «Синода украинских епископов», что хотя объединение обоих церковных направлений приветствуется, однако при новом положении вещей с ним невозможно согласиться, поскольку оно явилось результатом запрещенного епископского собрания, и кроме того, в соответствии с волей рейхскомиссара оформление украинской церковной иерархии может быть утверждено только после окончательного восстановления мира в Украине. При этом предполагается, что рейхскомиссар возьмет на себя заботу при позднейшем объединении и управлении церквей о том, чтобы все епископы обоих направлений, которые, несмотря на запрет, принимали участие в соборе, были исключены. Мстислав, который, несмотря на недавний запрет рейхскомиссара на его пребывание в Украине, находящейся по эту сторону Днепра, пребывал в Луцке и решительно способствовал объединению, согласно приказу должен отправится в выбранное им самим место. Мстислав покинул Киев 22. 10 и отправился в свое место ссылки – Прилуки в Генеральном округе Чернигов. Мстиславу, который по приказу должен воздержаться от церковной и политической деятельности, сообщили, что ссылка предназначается ему как како-то рода испытание.

Епископ Пантелеймон объяснил, что сообщение о подписании соглашения прозвучало для него как гром среди ясного неба. Он считает, что Алексей скомпрометировал себя и православную церковь, так как канонические разногласия не могут быть устранены одним подписанием документа. Он намеревается также, для начала инициировать обсуждение, а затем и созвать собор автономных епископов с тем, чтобы выразить позицию в отношении подписания Алексеем этого документа и исключить Алексея из церкви.

Приближенный к Пантелеймону старый епископ Антоний10 написал Алексею письмо от Киевской Лавры, в котором он осуждает подписание соглашения и остро упрекает Алексея. Эта позиция заслуживает внимания, так как Антоний очень уважаем епископами и священниками обеих церквей. По заявлению Мстислава, Поликарп должен быть неудовлетворен новым положением вещей еще и потому, что боится за свое место администратора. Он попытался воспрепятствовать отъезду делегации к Алексею, и только под влиянием других епископов согласился предать огласке циркуляр о соглашении с Алексеем. В ответ на это епископ Пантелеймон также издал циркуляр с обращением к православному духовенству, в котором открыто указывает на то, что, по его сведениям, Алексей только сейчас заявил о готовности вести переговоры об объединении церквей, которое далеко от завершения. Он обращается к духовенству с просьбой не проявлять самостоятельности и ожидать его указаний.

В кругах автокефалов попытки объединения естественно находят отклик, поскольку они приведут к существенному укреплению этого направления. Поэтому автокефальный епископ Геннадий11 в Днепропетровске высказался об известных ему стремлениях к объединению следующим образом, что паства должна последовать этому тогда, когда церковное правление будет единодушно, причем следует учитывать, что в Днепропетровской области большая часть населения относит себя к русской автономной церкви. И все же заявление Геннадия заставляет думать, что он предполагает, что однажды украинское население в массе своей обратится к его церкви.

[…]

ЦДАГОУ, ф. 57, оп. 4, спр. 176, арк. 63, 71-78.