Статті

Книга 1. Історична топографія. Хронологія подій

Т. Євстаф'єва. Бабин Яр у другій половині XX ст. (рос.)

Текст (рос.)

Татьяна Евстафьева. Бабий Яр во второй половине XX ст.

6 ноября 1943 г. войска 1-го Украинского фронта освободили Киев. Город лежал в руинах и был пустынным, в нем насчитывалось около 180 тыс. жителей. За два года оккупации Киева погибло свыше 200 тыс. человек, из них 100 тыс. в Бабьем Яру.

Одним из первых в Бабьем Яру побывал фронтовой корреспондент газеты «Правда» Борис Полевой: «Мы вошли в Киев с первыми советскими частями, — вспоминал он. — Город еще пылал. Но всем нам корреспондентам, не терпелось побывать в Бабьем Яру. О нем мы слыхали в эти годы предостаточно, но нужно было увидеть все самим. Сейчас уже не помню фамилию той женщины, которая взялась нас туда проводить. Помню только, кажется, что она была учительницей и пережила оккупацию. Мы приехали на Бабий Яр и обмерли. Громадные глубоченные рвы. Накануне бомбили город, и одна из бомб попала в откос яра. Взрывом откололо внизу кусок склона. И мы увидели непостижимое: как геологическое залегание смерти — между слоями земли спрессованный монолит человеческих останков. Даже в самом страшном сне такое не привидится... Не верилось, что все это может быть. Страшно... Очень страшно даже вспоминать об этом... Более страшного я не видел за всю войну. Потом были Освенцим, Дахау, Бухенвальд, десятки других мест массового уничтожения людей. Но самое страшное, уму непостижимое было там, в Бабьем Яру»1.

Тогда же, в ноябре 1943 г. в Бабьем Яру побывали и иностранные корреспонденты, а 29 ноября 1943 г. о трагедии Бабьего Яра писала газета «Нью-Йорк таймс». Приходили к Бабьему Яру и местные жители. «Когда немецкие войска были выбиты из Киева и все кончилось, мы с другом, хоть и боялись мин, пошли посмотреть, что же там осталось, — писал А. Кузнецов в своем романе-документе «Бабий Яр». — Это был огромный, можно сказать, величественный овраг между тремя киевскими районами: Лукьяновкой, Куреневкой и Сырцом. По его дну всегда протекал очень симпатичный ручей. Склоны крутые, обрывистые, иногда просто отвесные, и в Бабьем Яру часто бывали обвалы. Но в общем он выглядел довольно обыкновенно, там есть еще соседний Репьяхов Яр, такой же, как и другие, их много там...

Мы знали этот ручей как свои пять пальцев, мы в детстве запруживали его, устраивали «гатки» и купались.

В нем был огромный крупнозернистый песок, но сейчас он был весь почему-то усыпан белыми камешками.

Я нагнулся и поднял один, чтобы рассмотреть. Это был обгоревший кусочек кости величиной с ноготь, с одной стороны белый, с другой — черный. Ручей вымывал их откуда-то и нес. Из этого мы заключили, что русских, украинцев, евреев и людей других наций стреляли выше.

И так мы долго шли по этим косточкам, пока не пришли к самому началу оврага, и ручей исчез, он вытекал многими источниками из-под песчаных пластов, отсюда-то он и вымывал кости.

Овраг здесь стал узким, разветвлялся на несколько голов, и в одном месте песок стал серым. Вдруг мы поняли, что идем по человеческому пеплу»2.

В первые годы после освобождения Киева Бабий Яр внешне не менялся. Местные жители находили там обгоревшие кости, вещи, золу. «В первые послевоенные годы задачи были и поважнее Бабьего Яра, только какие-то темные личности ползали по его дну в поисках то ли бриллиантов, то ли золотых коронок (с документами, деньгами, ценностями)»3, — писал В. Некрасов.

Самой важной задачей было восстановить город. Ущерб, который был причинен промышленности и коммунальному хозяйству Киева, составил 10 млрд руб.4 При этом, согласно составленной сразу после освобождения «Справке по нанесенному ущербу немецкими оккупантами народному хозяйству Молотовского района», общий убыток, нанесенный хозяйству собственно Молотовского (современного Шевченковского) района, составлял всего порядка 100 млн руб. (около 1% от общего ущерба). Это отнюдь не означало, что район пострадал меньше других. Просто здесь и до войны было небольшое количество крупных промышленных предприятий. Но общая разруха не обошла Лукьяновку стороной. Завод «Укркабель» был превращен в конюшню, оставшееся оборудование немцы вывезли, а то, что не смогли вывезти, — уничтожили. Были разрушены канализационная и водопроводная сети, выведены из строя электроосвещение и паровое отопление. Трамваи не ходили, дороги были приведены в негодное состояние5 (док. № 99).

Сразу же начались работы по восстановлению города. Разбирались завалы, расчищались улицы, восстанавливались общественные и жилые здания. На третий день после освобождения начал работать завод «Ленинская кузница». На 12-й день после освобождения был восстановлен мост через Днепр. На 20-й день предприятия получили промышленный ток. Начали работать хлебопекарни, молочный комбинат, колбасный завод. К 1 января 1944 г. были введены в строй 100 предприятий.

Особенно остро стоял вопрос о жилищном строительстве. Необходимо было срочно обеспечить жильем возвращающееся из эвакуации население, демобилизованных солдат и офицеров и жителей, ютившихся в землянках. В первую очередь началось восстановление наименее пострадавших зданий. При этом максимально использовались местные ресурсы, прежде всего материалы, полученные при разборке разрушенных сооружений, и местное сырье6.

В октябре 1944 г. решением Горисполкома Киевскому карьероуправлению был отведен на один год земельный участок в районе Бабьего Яра под разработку песчаных карьеров для кирпичных заводов7 (док. № 100).

Производительность киевских кирпичных заводов интенсивно росла. Производство кирпича только на Петровских кирпичных заводах составило в 1945 г. — 2,1 млн штук, 1948 г. — 10,1 млн штук, 1949 г. — 17,8 млн штук, 1950 г. — 31,7 млн штук. В 1948–1949 гг. введен в строй новый агрегат полусухого прессования и пресс «Мелия», на нем освоено производство рельефно-офактуренного и лицевого кирпича8 (док. № 106).

Уже в 1944 г. перед городскими властями была поставлена задача создать в Киеве заводы строительных материалов. Такие предприятия должны были использовать местное сырье — высококачественные глины, гипс, песок. В 1947 г. была сооружена фабрика кафельных и облицовочных плит на Подоле, в 1948 г. — заводы шлакоблоков, цементный, гипсовых блоков, завод «Стройдеталь», асфальтобетонный, асфальтных плит и др.9

Восстановление и развитие промышленности Киева велись ускоренными темпами в соответствии с «Планом восстановления и развития хозяйства города Киева на 1946–1950 гг.». Так, только в Молотовском (ныне Шевченковский) районе в течение 1945–1947 гг. полностью использовались мощности восстанавливаемых предприятий и были введены в действие новые фабрики и заводы. В 1945 г. на ул. Кагатной (ныне — Семьи Хохловых), на базе созданного в 1941 г. ремонтного завода начал строиться мотоциклетный завод, ему отведена территория в 45 га10. В 1946 г. строительство завода было закончено, и он начал серийный выпуск первых одноместных машин.

К концу 1950 г. в районе действовало 36 предприятий союзного, республиканского и местного подчинения, ряд артелей промкооперации. Продукция промышленности в 1950 г. возросла против 1945 г. в 11 раз, превысив довоенный уровень в 2 раза. Был освоен выпуск 61 вида новых изделий11.

Планом строительства в Киеве предусматривалась реконструкция дорожных сетей. «Много улиц заново покрыты асфальтом и замощены. За 2 последних года усовершенствованными покрытиями замощено более 300 тысяч кв. метров городских улиц и площадей»12 (док. № 111). Прокладывались новые улицы, реконструировались старые.

В докладной записке председателя Киевского горисполкома А. Давыдова и секретаря Киевского горкома КП(б)У П. Мацуя «О дорожном строительстве в гор. Киеве на 1949–1950 гг.», посланной секретарю ЦК КП(б)У Н. Хрущеву 29 сентября 1948 г., указывалось, что «для соединения Брест-Литовского шоссе и ул. Мельника с Подолом, минуя центральную часть города, намечена реконструкция улиц Сырецкой и Лагерной [включала современные улицы Дорогожицкая и Шамрыло. — Авт.] на протяжении 4 км, с устройством усовершенствованных покрытий и частичным расширением проезжей части до 7 метров ...стоимость работ 2,1 млн. руб. с выполнением в 1950 г.»13 (док. № 102). А через год в письме от 8 августа 1949 г. они же подчеркивали: «Из числа объектов дорожного строительства 1950 г., наиболее важные по своей значимости и сложные по рельефу являются новые магистрали: Ново-Константиновская улица, на участке от заводского переулка до слияния с улицей Фрунзе, Лагерная от улицы Мельника до Брест-Литовского шоссе и Воздухофлотское шоссе на участке от Брест-Литовского шоссе до улицы Артема»14 (док. № 103).

Производимые городскими властями дорожные работы не затрагивали Бабий Яр, внешне он не менялся, и как видно из документов, речи о прокладке дороги через Бабий Яр пока не было.

В городе планировалось восстановление и строительство жилого фонда силами отдельных организаций и ведомств. Так, в Молотовском (ныне — Шевченковский) районе Киевским военным округом, Укрводстроем, ЦК ЛКСМУ, Заготскотом УССР и др. восстанавливались и строились дома по ул. Артема, 10 и 23, ул. Мельникова, 40, ул. Макаровской, 3 и др., всего — 24 240 кв. м жилья15. По «Ведомости жилых объектов, подлежащих вводу в эксплуатацию в 1949 г. в г. Киеве» значится под № 5 — «Поселок на Сырце — застройщик Мотозавод», под № 13 — «Жилой поселок на Сырце — застройщик ВСУ — 26»16. А по «Титулам Киевского городского совета» на 1948–1950 гг. велось строительство по ул. Дегтяревской, 7, ул. Мельникова, 27–35, 43–47, 59, 69, на углу Лагерной и Воздухофлотского шоссе, по ул. Макаровской, 5, 17,19, на углу Макаровской и Отрадной, по ул. Артема, 23, 53, 59, 65–73, 93–97 и др.17

Росли масштабы индивидуального строительства. По «Титульному списку на индивидуальное жилищное строительство по г. Киеву в 1948, 1949, 1950 гг.» предусматривалось индивидуальное строительство 80 домов в урочище Сырец Октябрьского района и 190 домов в урочище Бабий Яр Подольского района18.

В улучшении материально-бытовых условий жизни киевлян большую роль играли подсобные хозяйства. В постановлении Совета Министров СССР «О коллективном и индивидуальном огородничестве и садоводстве рабочих и служащих» (февраль 1949 г.) предусматривались меры по оказанию помощи городскому населению в развитии огородничества и садоводства на свободных землях вокруг городов и рабочих поселков. В Киеве площади под коллективные сады отводились в это время в городской черте: «по Гостомельскому шоссе, на Русановском заливе и в Осокорках, на Сырце»19.

Сразу же после войны началось возрождение киевских парков, садов, бульваров. Киевляне всегда превращали пустыри города в уголки отдыха, цветущие сады. В пояснительной записке к «Плану восстановления и развития городского хозяйства города Киева на 1948–1950 гг.» читаем: «Для доведения зеленого хозяйства к довоенному уровню запланированы следующие мероприятия:

1. Восстановление садов, парков, скверов, а также внутриквартальное озеленение на площади 170 га на сумму 22 млн руб. В том числе:

а) восстановление и постройка парков — Голосеевского, Святошинского, Дарницкого, Аносовского, в Бабьем Яру и строительство лесопарков в Пуще — Водице, общей стоимостью в 8 млн рублей»20 (док. № 101).

По пятилетнему плану (1946–1950 гг.) на строительство парка в Бабьем Яру в 1950 г. предполагалось выделить 350,0 тыс. руб. внелимитных капиталовложений21. Однако в этот период парк так и не был создан.

В целом же только за два года в 1948–1950 гг. в Киеве было разбито 30 новых городских парков. На улицах и скверах города после войны было посажено свыше 1 млн деревьев22.

В сводке по городу за 28 ноября 1948 г. указывалось: посажено деревьев — 204 618, кустов — 201 01423. А в «Акте о посадке деревьев в Молотовском районе», составленном депутатом 435-го округа Жуковским читаем:

«Посажено в 1949 г.: угол Овруцкой и Мельника (садик возле дома) — 48 дер., угол ул. Артема, Полтавской — 90 деревьев, на ул. Кагатной — 80 шт. Ул. 9-го Января от Пугачева до ул. Овруцкой, ул. Овруцкая от ул. Мельника до ул. Дегтяревской — 63 шт.

Всего посажено деревьев в районе в 1949 г. 463 шт., принялись 256–259, усохли 180»24.

Пятилетним планом предусматривалась реставрация памятника Январского восстания 1918 г., Аскольдовой могилы, Золотых ворот, памятника Богдану Хмельницкому, князю Владимиру и аварийно-восстановительные работы по Лаврскому заповеднику. Планировалось строительство или сооружение новых памятников — «памятника 30-летия Советской власти в 1948 г., памятника жертвам фашистского террора в Бабьем Яру»25 (док. № 101).

Автором последнего проекта был главный архитектор города А. Власов. По плану лимитных капиталовложений на 1945–1950 гг. по городскому отделу культурно-просветительной работы на него выделялось 2,5 млн руб. Был определен срок ввода в эксплуатацию — 1950 г.26 Однако поворот во внутренней политике надолго похоронил саму мысль о его создании.

В тот же период на благоустройство и ограждение единого воинского кладбища конторе похоронного обслуживания выделялось 1,1 млн руб.27

В эти же годы, в 1946–1947 гг. был разработан генеральный проект планировки Киева с перспективой на 20–25 лет. В справке «О Генеральном плане реконструкции города Киева», составленной в 1949 г. Главным городским архитектором г. Киева А. Власовым для Совета Министров УССР, отмечалось: «Генеральный план реконструкции и развития г. Киева составлен в Архитектурной мастерской № 5 при Управлении по делам архитектуры г. Киева (главный городской архитектор г. Киева действительный член Академии архитектуры СССР и УССР А.В. Власов, начальник Государственных архитектурных мастерских А.А. Осмер, руководитель архитектурной мастерской № 5 В.И. Приймак). Настоящий генеральный план составлен взамен и в развитие не сохранившегося довоенного генерального плана г. Киева28, составленного в 1934–1935 гг. архитектурно-планировочным управлением г. Киева.

Киев решается генеральным планом, как столица Украинской ССР и один из крупнейших промышленных и культурных центров Советского Союза. Проектная численность населения Киева — 1250 тысяч человек».

Первоочередные мероприятия генерального плана г. Киева вошли в Комплексную схему размещения строительства на 1951–1960 гг. и десятилетний (1951–1960) план городского строительства. При его составлении учитывались принципиальные положения, «на основе которых конкретизируется объем строительства и разрабатывается перечень и размещение основных объектов строительства г. Киева:

а) полное завершение восстановительных работ по всем отраслям городского хозяйства Киева, пострадавшим от немецко-фашистских захватчиков,

б) реконструкция городского хозяйства Киева на новой технической основе, отвечающей высокому уровню передовой отечественной техники»29,

«в) значительное повышение материально-бытовых и культурных условий жизни трудящегося населения города, в частности широкий разворот жилищного строительства»30 (док. № 106).

«В первую очередь, — отмечалось в плане, — будут застраиваться жилыми домами, (а также зданиями общественного назначения) магистрали и кварталы, располагающие коммунальным оборудованием (мощение, водопровод, газ и проч.) и компактные жилые массивы («поселки») крупных промышленных предприятий и других значительных застройщиков, принимающих долевое участие в создании коммунального оборудования. Оформляются крупными капитальными жилыми домами основные магистрали: Крещатик, ул. Красноармейская, бульвар Шевченко, Брест-Литовское шоссе, Воздухофлотское шоссе, ул. АртемаДорогожицкая [ул. Дорогожицкой в то время называлась современная ул. Мельникова. — Авт.], ул. Фрунзе, автострада на Зверинце, ул. Нагорная на Лукьяновке.

Застройка этих и других улиц потребуют сносов обветшалых малоэтажных строений, незначительных по сравнению с возводимыми на их месте новыми домами; учитывая наличие готовых элементов коммунального благоустройства, эти сносы дадут большой экономический эффект».

Так по ул. АртемаДорогожицкой предполагалось снести 3,0 тыс. кв. м обветшавшего жилья, а построить — 72,0 тыс. кв. м нового31 (док. № 106).

К началу 1960-х гг. свыше 50% нового жилищного строительства в Киеве составляли крупные массивы на свободных от застройки территориях. Первый крупный массив площадью в 121,6 га — Первомайский начали строить в 1956 г. в Зализнычном (Железнодорожном) районе. С 1959 г. начинается строительство жилого массива Сырец площадью более 75 га32 — между улицами Новоокружной (современной ул. О. Телиги), Дегтяревской, Кузьминской, Петровской железной дорогой и началом улицы Петропавловской. Массив застраивался преимущественно 5-ти этажными кирпичными и панельными домами, с вкраплением частных домов и 2–3 этажных домов «сталинского типа»33.

В этот период прокладываются новые улицы: Рижская (1953), Щусева (1953), Новоокружная (с 1969–1993 гг. — Д. Коротченко, ныне — О. Телиги), Грекова (1957).

В 1964 г. во время строительных работ на ул. Грекова были обнаружены останки людей. Об этом секретарь Киевского промышленного обкома КПУ В. Дрозденко информировал первого секретаря ЦК КПУ П. Шелеста: «Киевский промышленный обком КПУ докладывает, что во время земляных работ на ул. Грекова 18а–22а рабочими треста Киевгорстрой № 1 были обнаружены останки советских людей, зверски замученных фашистскими оккупантами в период Великой Отечественной войны.

Предварительной проверкой установлено, что в данном месте была расстреляна и замучена большая группа советских военнопленных, содержащихся в период оккупации в лагере военнопленных на Сырце.

Шевченковским райкомом КПУ и райисполкомом была создана комиссия, которая захоронила останки советских людей в пяти братских могилах на Лукьяновском кладбище»34 (док. № 159).

А в 1968 г. при прокладке ул. Оранжерейной у ограды Лукьяновского православного кладбища в одном из старых окопов (там, где сейчас находится морг) были найдены останки 300 человек. Именно 300 человек были расстреляны как заложники 2 ноября 1941 г. за то, что 1 ноября 1941 г. было взорвано здание Киевского горкома КП(б)У (бывшее здание городской думы), стоявшее на нынешнем Майдане Незалежности.

Одной из важнейших проблем реконструкции города являлась проблема транспортных магистралей. Исторически сложившаяся схема расположения Киева, вытянувшегося вдоль Днепра, а также гористый рельеф местности очень усложняли составление Генерального плана. Было решено привязать сложную и своеобразную планировку города к радиально-кольцевой системе. Намечалось проложить большую кольцевую магистраль, проходящую частично по старым улицам, а также по новым, которые предстояло проложить.

«Это магистральное кольцо, — отмечалось в плане, — пролегает через Подол, Сырец, пересекает Брест-Литовское шоссе возле завода «Большевик» и идет на Караваевы дачи. Затем путепровод пересекает железнодорожную линию, и в районе Первомайского жилого массива кольцевая магистраль соединяется с новым бульваром Ленина, и далее через Совские пруды и Совскую улицу выходит к проспекту Дружбы народов, ведущему к Набережному шоссе, замыкающему кольцо на Подоле.

Реконструкция ряда других улиц создаст радиальные направления. В единую магистраль, идущую с севера на юг, объединяются улицы Большая Житомирская, Артема, Дорогожицкая [современная ул. Мельникова. — Авт.]...»35

«Неупорядоченное состояние многих улиц Киева, — указывалось далее, — их недостаточная ширина, крутые уклоны и пр. делают необходимым большой объем работ по реконструкции и развитию уличной сети. Намечаемая десятилетним планом сеть реконструируемых и вновь прокладываемых улиц обеспечивает улучшение связи между различными районами города, прокладку новых трамвайных, троллейбусных и автобусных линий, создание новых радиальных направлений, являющееся необходимой предпосылкой развития новых промышленных и жилых территорий на периферии города»36.

Но связь центра города с окрестностями, несмотря на принятый Генеральный план и меры по его реализации, по-прежнему оставляли желать лучшего. Показательным в этом отношении является письмо председателя постройкома УНР–464 треста «Стальмонтаж–22» Б. Азарова направленное в октябре 1954 г. секретарю ЦК КПУ А. Кириченко.

«В настоящее время на Сырце, — писал автор письма, — проживает более трех тысяч человек строителей, рабочих Киевгаза, завода Укркабель, Мотозавода и индивидуальных застройщиков. ... на поселке нет школы, детсада, яслей, аптеки, больницы, зимнего кино, недостаточна торговая сеть. Но главным бичом жителей Сырца является транспорт. Рабочие-строители неоднократно писали в горсовет о необходимости постройки троллейбусной или трамвайной линии, которые связали бы Сырец с городом. Постройка такой дороги не только крайне необходима, но и легко осуществима. Так, для того, чтобы маршрут № 4 троллейбуса соединил Лукьяновку с Сырцом, необходим небольшой путепровод через «Бабий Яр» и менее 1 километра трассы. На территории поселка уже построена асфальтированная дорога, по ней курсирует автобус (маршрут № 4), но работа автобуса из-за крайней безответственности работников Горавтоуправления ни в какой степени не обеспечивает потребностей жителей Сырца»37 (док. № 121).

Чтобы разгрузить магистрали центральной части города и связать окраины с центром, председатель Киевского горисполкома А. Давыдов 12 июля 1954 г. обратился к секретарю ЦК КПУ А. Кириченко с просьбой рассмотреть вопрос строительства кольцевых магистралей и дать указание Госплану Совета Министров УССР выделить деньги в этом году на проектно-исследовательские работы, а на следующий, 1955 г. — на строительство этих объектов.

«С целью достижения необходимого разделения автотранспорта по разным направлениям, — писал А. Давыдов, — крайне необходимо построить две кольцевые магистрали: 1. Окружную дорогу от Б. Васильковской ул. по ул. Совской, через дамбу Совских прудов, по ул. 497 Новой, бульвару Ленина, по ул. Ленинградской, по Дачному переулку, вдоль территории кинофабрики и асфальтобетонного завода и далее до ул. Лагерной [современные улицы Дорогожицкая и Шамрыло. — Авт.], и вдоль Бабьего Яра до ул. Фрунзе и Ново-Константиновской.

Постройка указанной дороги даст возможность наиболее короткого сообщения между Куреневкой и Приоркой Подольского района и окраинами Молотовского района, промышленным узлом Октябрьского района, Железнодорожного и Кагановичского районов.

Такая дорога соединит следующие радиальные магистрали города: ул. Н.-Константиновскую, ул. Фрунзе, ул. Дорогожицкую [современная ул. Мельникова. — Авт.], Брест-Литовское шоссе, Борщаговскую ул., Воздухофлотское шоссе и Б. Васильковскую ул. Общая длина трассы — 15,0 км [здесь и далее перевод с украинского автора]»38 (док. № 114).

Но из-за перегрузки проектной организации «Киевпроект» изготовление технической документации и соответственно строительства было перенесено на 1955–1956 гг.

Для удобного транспортного сообщения между Лукьяновкой и Куреневкой, а также во избежание роста оврага, находящегося в зоне города, и получения площади полезной застройки было решено ликвидировать Бабий Яр. Этого предполагали достичь путем намыва грунта, транспортируемого сюда по трубам в виде пульпы из карьеров Петровских кирпичных заводов, где добывалась глина, используемая для изготовления кирпича.

О моральном аспекте подобного решения никто не думал.

Остановимся подробнее на этом вопросе и детально рассмотрим, как принимались решения о замыве Бабьего Яра, что и привело к ликвидации оврага и изменению территории, а впоследствии к трагедии 13 марта 1961 г.

Вариант замыва отрогов Бабьего Яра был предложен 11 марта 1950 г. на техническом совещании при заместителе министра Промстройматериалов УССР Н. Иотенко, где рассматривались основные положения по гидромеханизации вскрышных работ на глиняных карьерах Петровских кирпичных заводов № 1 и № 2, разработанных Всесоюзной конторой по проектированию и производству земляных работ способом гидромеханизации «Стройгидромеханизация» Министерства промышленности строительных материалов СССР.

О вариантах разработки основных положений о гидромеханизации вскрышных работ на карьерах Петровских кирпичных заводов № 1 и № 2 докладывал начальник Киевского отделения «Стройгидромеханизация» Ф. Дацких. Было предложено два варианта осуществления гидровскрышных работ:

«1. Со сбросом пульпы в пойму реки Днепр;

2. С гидроотвалами в отроги Бабьего Яра»39.

Первый вариант, по мнению Ф. Дацких, в 1950 г. был практически не осуществим из-за сложности строительных работ, связанных с монтажом трубопровода двойного действия и сложности электроснабжения. А вот второй вариант — «производство вскрышных работ с гидроотвалами в отроги Бабьего Яра» — являлся более выгодным как обеспечивающий выполнение плана гидровскрышных работ на Петровском участке в 1950 г. Преимущество данного варианта, как записано в протоколе совещания, заключалось в следующем:

«а) малая потребность в металлических трубах — 1150 пог. метров при работе на карьере завода № 1 и 2800 п/м для работы на карьере заводов № 1 и № 2 в последующие годы;

б) небольшой объем строительно-монтажных работ;

в) возможность возврата в регулирующий бассейн осветленной воды с гидроотвалов»40.

В результате обсуждения все склонились ко второму варианту как ускоряющему начало гидровскрышных работ на карьерах Петровских кирпичных заводов. В принятом постановлении указывалось:

«1. Принять предложенный Всесоюзной конторой «Стройгидромеханизация» МПСМ СРСР вариант производства вскрышных работ на карьерах Петровских кирпичных заводов № 1 и № 2 способом гидромеханизации со сбросом пульпы в Бабий Яр.

... 4. Обязать начальника Киевского отделения всесоюзной конторы «Стройгидромеханизация» МПС УССР тов. Дацких Ф.В. начать производство подготовительных работ по очистке регулирующего бассейна, сооружения дамбы в отроге № 2 «Бабьего Яра», а также монтаж оборудования немедленно»41 (док. № 108).

8 марта 1950 г. Киевское управление «Стройгидромеханизация» обращается к начальнику отдела планировки и застройки г. Киева М. Козлову с ходатайством о разрешении складирования пульпы в урочище Бабий Яр.

В ответе М. Козлова указывалось: «Отдел планировки и застройки города не возражает против замыва отрогов Большого Яра, подходящих к территории вскрыши Сырецких заводов, на полную глубину. При проектировании учесть, что вдоль низа яра, находящегося на ул. Фрунзе, должен быть обеспечен в будущем выезд, с уклоном не более 4%.

В отношении возможности засыпки верховьев Бабьего Яра будет сообщено дополнительно»42 (док. № 107).

Этим же отделом было подготовлено решение о проекте и порядке организации гидроотвалов для вскрышных пород карьеров Петровских кирпичных заводов в отрогах Бабьего Яра, принятое Киевским горисполкомом 28 марта 1950 г. В решении за № 582 отмечалось: «Учитывая необходимость выполнения вскрышных работ в карьерах кирпичных заводов № 1 и № 2 и целесообразность замыва отрогов Бабьего Яра, благодаря чему можно будет между Лукьяновкой и Куреневкой наладить удобное транспортное сообщение, Исполнительный Комитет Городского совета депутатов трудящихся постановил:

1. Утвердить проект и порядок организации гидроотвалов для карьеров Петровских заводов за указанным проектом»43 (док. № 109).

Для того, чтобы лучше понять, как принималось решение № 582, какова была ситуация в городе, как работали городские власти во главе с председателем горисполкома А. Давыдовым, ознакомимся со справкой «О недостатках в работе исполкома Киевского горсовета». Она была подготовлена по поручению Совета Министров УССР комиссией во главе с А. Барановским в связи со статьями в газете «Известия» о неудовлетворительной работе Киевского горисполкома.

В справке, направленной 23 октября 1951 г. секретарю ЦК КП(б)У Л. Мельникову и Председателю Совета Министров УССР Д. Коротченко, отмечалось: «Серьезные недостатки в хозяйственном и культурном строительстве в г. Киеве являются результатом неудовлетворительной организации и порочных методов работы Киевского горисполкома.

Газета «Известия» в передовой статье от 25 июля т.г. правильно указывала на «пренебрежительное отношение к принципу коллегиального руководства», что является «характерным для работы исполкома Киевского Горсовета и его председателя т. Давыдова.

Проверка полностью подтвердила, что т. Давыдов на заседаниях исполкома не считается с мнением членов исполкома, грубо обрывает несогласных с его точкой зрения и не терпит критики в свой адрес.

Такая порочная практика приводит к тому, что обсуждение вопросов проходит в исполкоме Горсовета на низком уровне.

Коллегиальное руководство, принципиальная критика и самокритика, непримиримое отношение к малейшим недостаткам в работе подменены в Киевском горисполкоме формальным принятием заранее подготовленных решений.

Как установлено проверкой, многие доклады подготавливаются к рассмотрению Горисполкомом поверхностно, чаще всего содержат простое перечисление фактов, лишенное глубокого анализа состояния дел и обобщений, которые могли бы дать материал для обсуждения и критики.

Члены Горисполкома редко выступают с критическими замечаниями по обсуждаемым вопросам, обнаруженные недостатки не обостряются при обсуждении, а напротив сглаживаются и замалчиваются в угоду председателю горисполкома тов. Давыдову.

В работе Киевского горисполкома много показного и формального.

По ряду вопросов Горисполком принимает решения лишь для того, чтобы его нельзя было обвинить в невнимании к этим вопросам.

Это наглядно видно из того, что большинство решений, свыше 60%, принимались Горисполкомом без обсуждения, опросом; на большом количестве заседаний присутствует неправомочный состав, а часть решений подписывается только председателем и секретарем...

Работая в отрыве от райисполкомов и не поддерживая постоянной связи с депутатским активом, Горисполком имеет очень поверхностное представление о состоянии городского хозяйства и нуждах отдельных районов города.

Не вникая глубоко в работу промышленности, коммунальных предприятий и социально-культурных учреждений города, председатель и члены Горисполкома руководят городским хозяйством формально, без знания дела, отставая от требований города...

В Подольском и Молотовском [ныне Шевченковский. — Авт.] райисполкомах, которые были проверены комиссией, установлено, что выполнение решений горисполкома и собственных решений не проверяется»44 (док. № 111).

Вот в такой обстановке и было принято решение № 582. Оно явилось основанием для составления проекта по ведению работ на отведенной территории. В сентябре 1950 г. Всесоюзной конторой по проектированию и производству работ способом гидромеханизации «Стройгидромеханизация» Главстроя Министерства промышленности строительных материалов СССР был составлен технический проект гидромеханизации вскрышных работ на глиняном карьере Петровского кирпичного завода № 1 и представлен на рассмотрение Киевского горисполкома. На заседании 24 октября 1950 г. проект был рассмотрен и изменен в части очередности ведения работ. Заводу было разрешено вести замыв отрогов № 1 и № 2, не замывая отрог № 3. Этим же решением были определены отметки намыва (150–175) в увязке с планировкой и будущим благоустройством:

«Учитывая, что проектом гидровскрышных работ по кирпичному заводу № 1, разработанным конторой «Стройгидромеханизация», предусматривается залив только второго и третьего отрогов Бабьего Яра и до отметки «143», в то время как для полного заполнения отрогов следует провести намыв до отметок «150–175», Исполнительный комитет Киевского городского Совета депутатов трудящихся постановляет:

1. Представленный проект намыва отклонить.

2. Предложить заводоуправлению Петровских кирпичных заводов № 1 и № 2:

а) в первую очередь замывать отроги яра №№ 1 и 2 до отметок поверхности земли возле отрогов;

б) во вторую очередь предусмотреть намыв основного верховья яра, начиная от ул. Лагерной [современная ул. Дорогожицкая. — Авт.], с таким расчетом, чтобы намыв был произведен до отметок поверхности земли возле яра.

3. Разрешить заводоуправлению Петровских кирпичных заводов № 1 и № 2 начать намыв отрогов №№ 1 и 2 еще в этом году»45 (док. № 110).

Этим решением, по сути, предполагалось полностью сравнять с землей весь Бабий Яр, начиная с его верховьев возле современной ул. Дорогожицкой. Память о десятках тысяч жертв должна была быть покрыта толстым слоем пульпы.

Вместе с тем, переводя отметку намыва на уровень поверхности земли, горисполком во главе с А. Давыдовым закладывал основание будущей катастрофы: при малейшей ошибке пульпа хлынула бы на окружающие районы. Именно это и случилось 13 марта 1961 г.

Решением горисполкома от 2 декабря 1952 г. Петровским кирпичным заводам было разрешено заливать и отрог № 3 до «отметок поверхности земли около оврага»46 (док. № 112).

Намыв отрога № 3 Бабьего Яра производило СМУ-610, но работы затягивались из-за технических сложностей по демонтажу проходящего здесь газопровода, поэтому горисполком 16 ноября 1954 г. принимает еще одно решение о заливе третьего отрога Бабьего Яра:

«Учитывая большие технические сложности демонтажа 500 мм газопровода, уложенного в овраге (отрог № 3 Бабьего Яра) и невозможность отключения газоснабжения стеклотарного завода на период работ по демонтажу, Исполнительный комитет... постановляет:

1. Разрешить заводоуправлению Петровских кирпичных заводов... провести намыв участка отрога № 3, где проходит газопровод высокого давления...

2. Обязать заводоуправление Петровских кирпичных заводов в III квартале 1955 г. обеспечить работы по прокладке новой трассы газопровода (взамен намытого участка) трубами и финансированием»47 (док. № 123).

Городские власти так торопились сравнять Бабий Яр с землей, что готовы были заливать пульпой действующий (!) газопровод.

Работы по заливу Яра продолжались, и 12 апреля 1955 г. принимается еще одно решение «О замыве верховья Бабьего Яра вскрышными породами Петровских кирпичных заводов № 1 и 2»:

«В связи с необходимостью срочного обустройства продолжения ул. Мельникова и ул. Оранжерейной через верховья Бабьего Яра в соответствии с Генеральным планом г. Киева, исполнительный комитет...

постановляет:

1. Обязать заводоуправление Петровских кирпичных заводов № 1 и 2 перевести замыв верховья Бабьего Яра от ул. Лагерной до продолжения ул. Дорогожицкой [стоит отметить, что в одном и том же документе одна и та же улица называется то ул. Мельникова, то ул. Дорогожицкая. — Авт.] до отметок поверхности земли около верховья...

2. Обязать Киевское отделение треста «Союзгидромеханизация» до 1 мая 1955 г. проложить до верховьев Бабьего Яра пульпопровод и построить водоотводные сооружения»48 (док. № 125).

И фактически с 1954 г. начинается замыв верховьев Бабьего Яра, а «характерной особенностью водосбора Бабьего Яра, — как было указано в справке по вопросу проектирования водоотвода в районе Бабьего Яра, — является то положение, что водосбор верховья оврага выше ул. Лагерной и водосбор его левой стороны занимает 65% от всего водосбора»49 (док. № 142).

В Бабьем Яру начала скапливаться вода, с которой не в состоянии была справиться существовавшая дренажная система. «Овраг прорезают водосодержащие породы, вследствие чего нижняя часть склонов и дно частично заболочены», – отмечалось в геологической характеристике аварийного участка в районе Бабьего Яра, составленной инженером-геологом А. Власенко. «Постоянный водоток, протекающий по дну, имеет в обычное время дебет 8–10 л/сек. Вместе с широко развитой системой отвершков Бабий Яр представляет собой большую водосборную площадь и поэтому во время дождей расход водостока резко возрастает»50 (док. № 133).

На это и возможные последствия указывал 11 февраля 1957 г. начальнику Киевского отделения Гидромеханизации Ципенюку и директору заводоуправления Петровских кирпичных заводов Брацыло начальник Специнспекции Подольского района г. Киева Глущенко:

«Вследствие недостаточного надзора Вашими работниками на гидропульте по скрышиванию грунта, канава Бабьего яра всегда находится в аварийном состоянии, особенно в зимнее время. Канава заливается, и вода вместе с песком выходит из берегов и затапливает прилегающие территории предприятий и организаций.

С получением сего в целях предотвращения убытков Вам надлежит принять следующие меры:

1. На территории производственной площадки оборудовать бассейн и воду выпускать только чистую планомерно небольшими дозами.

2. За состоянием канавы систематически вести надзор и в случае закупорки принимать немедленные меры к прочистке, особенно выход канавы за железнодорожной насыпью.

3. Всю канаву, начиная от выпуска и до поймы за ЖД насыпью, регулярно очищать от ила»51 (док. № 126).

Об этом же говорилось в справке, подготовленной в декабре 1957 г. постоянно действующей комиссией благоустройства при Киевском горисполкоме по вопросу строительства канализационных коллекторов: «строительство канализационных коллекторов Подольского, Караваевского и по ул. Песчаной выполняется крайне неудовлетворительно», ряд работ могут оказаться бросовыми, в частности — «выполненные земляные работы в Бабьем Яру и Репьяховом Яру, из-за того, что не одеты в лес и не одернованы, не исключена возможность, что всю произведенную расчистку засосет вновь»52 (док. № 127).

Но несмотря на предупреждения, дополнительные меры не были приняты, и овраг продолжали замывать. В 1958 г. Бабий Яр был замыт до отметки 153, и горсовет распоряжением от 11 декабря 1958 г. поставил задачу залить верховья Бабьего Яра до отметки 166:

«С целью обеспечения возможности в дальнейшем производить строительство дороги к новому кладбищу [имеется в виду дорога на Берковецкое кладбище. — Авт.], что пересекает овраг Бабий Яр, в месте, где в настоящее время кирпичные заводы № 1 и № 2 производят замыв территории низовьев Бабьего Яра,

обязать:

1. Управление благоустройства т. Малюта:

а) продолжить строительство дороги до нового кладбища и отсыпать насыпь в границах оврага за счет привозного грунта, а уложенную железобетонную трубу для отвода поверхностных вод в верховья оврага оставить на отметке 158,00;

б) не позднее 25 декабря 1958 г. выдать плановое задание институту «Киевпроект» на составление технической документации для решения комплексного вопроса отвода поверхностных вод с верховьев оврага Бабий Яр в связи с необходимостью ее замыва до отметки 165–166,00.

2. Управление промстройматериалов (т. Дудник):

а) замыв в низовьях балки Бабьего Яра до пересечения с дорогой, что строится до нового кладбища, провести на отметку 158,00 и в будущем замыв временно приостановить, имея в виду, что до конца этого года замыв на этом участке дойдет лишь до отметки 153,00;

б) не позднее 1.II.59 г. через соответствующие организации составить проект замыва верховья оврага Бабий Яр и начиная с апреля 1959 г. начать работы по замыву этих верховьев на отм. 165–166,00.

3. Институту «Киевпроект» (тов. Шило) до 15 января 1959 г. по заказу Управления благоустройства составить техническую документацию по отводу поверхностных вод после замыва оврага Бабий Яр, в том числе ее верховья, с учетом мероприятий по обеспечению устойчивости насыпи дороги, что сейчас строится до нового кладбища»53 (док. № 128).

Это было последнее решение горисполкома по замыву отрогов Бабьего Яра. 13 марта 1961 г. жидкая пульпа прорвала защитную дамбу и громадный поток густой грязи около 4 м стремительно понесся вниз — на Куреневку. Последствия были ужасными. Как указано в правительственном сообщении, в результате катастрофы погибло 145 человек, принято в больницы 143 человека. Но А. Анисимов в книге «Киевский потоп. Куреневская трагедия, 13 марта 1961 года», пишет, что «по неофициальным данным куреневская трагедия унесла жизни полутора тысяч киевлян»54. Были разрушены жилые дома, сооружения стадиона «Спартак», трамвайное депо им. Красина.

Городские власти сразу же приступили к ликвидации последствий аварии. Но главной целью по-прежнему оставалась застройка местности. Были проведены перепланировка самого Бабьего Яра и окружающей территории, появилась новая магистраль — Новоокружная (1969–1993 — Д. Коротченко, с 1993 г. — О. Телиги). При этом соображения хозяйственной экономии вновь превалировали над мерами безопасности.

«В связи с необходимостью строительства Окружной магистрали по тальвегу Бабьего Яра, — писал главный инженер института «Киевпроект» Ю. Матвиевский зам. председателю горисполкома А. Бардашу и председателю комиссии Госстроя УССР по наблюдению за мероприятиями в Бабьем Яру д.т.н. П. Слипченко, — отметки которой зависят от отметки верха защитной дамбы, представители института «Киевпроект» на ряде совещаний в комиссии Госстроя и в Киевском Горисполкоме ходатайствовали о снижении защитной дамбы для уменьшения объема насыпи Окружной магистрали»55, сооружение которой началось в 1962 г.

«При условии поднятия магистрали до верха дамбы с отметкой 138,00 объем насыпи магистрали по тальвегу яра 810,0 тыс. куб. м, при отметке же в пересечении 130,00 объем насыпи магистрали 225 тыс. куб. м. Помимо уменьшения объема насыпи магистрали с транспортировкой грунта на расстоянии 3–4 км, уменьшение высоты магистрали крайне желательно по условию будущей эксплуатации строящегося водосточного коллектора, который будет находиться под насыпью высотой до 20,0м»56 (док. № 145).

В 1962 г. принимается решение об окончательной ликвидации кладбищ на ул. Мельникова и перепланировке этой территории:

«СтароеврейскоеКараимское [кладбище (на самом деле изначально это было два отдельных кладбища). — Авт.], расположенное по ул. Мельника № 82–86, закрыто в 1937 г. и сейчас превратилось в заросли диких кустарников и деревьев, а большинство надмогильных сооружений разрушено еще во время немецкой оккупации.

Исполком... постановляет:

1. ... СтароеврейскоеКараимское кладбище... на протяжении 1962 г. ликвидировать.

2. Территории... СтароеврейскогоКараимского [кладбища] площадью 26,9 га передать Управлению зеленой зоны для устройства... парка отдыха»57 (док. № 149).

В том же 1962 г. было принято решение «О строительстве в г. Киеве радиотелевизионного комплекса и ускорения телефикации Украины». Этим постановлением за Министерством связи закрепили земельный участок в районе ул. Мельникова для строительства радиостанции58.

Еще один участок площадью 0,6 га по ул. Мельникова, 88 решением горисполкома от 28 июля 1964 г. отведен для строительства спорткорпуса с двумя залами и плавательным бассейном58а (док. № 155).

«Строительство спортивного комплекса предусматривается на территории бывшего еврейского кладбища. Осмотром территории на месте установлено, что имеется большая плотность захоронения. Судя по памятникам, последние захоронения произведены в 1939 г.

По консультации с бюро похоронного обслуживания г. Киева и санэпидемстанции к началу строительства должны быть убраны все надгробные памятники и произведено перезахоронение трупов»59 (док. № 161).

В последующее десятилетие последовательно уничтожается Еврейское кладбище, где размещается спортивный комплекс и комплекс телецентра, старая часть Воинского (бывшего Братского) кладбища, на котором возводится телебашня. Мешающие строительству сооружения сносятся, зеленые насаждения вырубаются.

Так, 30 июня 1971 г. горисполкомом было принято решение «О сносе зеленых насаждений, которые попадают в пятно застройки комплекса сооружений радиостанции Киевского телецентра по ул. Дорогожицкой № 10... и на прилегающих к нему улицах Дорогожицкой, Мельникова и на кладбищах...».

Перед этим Конторой зеленого хозяйства Шевченковского района были «проверены зеленые насаждения по улице Дорогожицкой... В результате проверки установлено наличие нижеследующих зеленых насаждений, которые произрастают на Военном кладбище, ул. Дорогожицкая, угол Оранжерейной и улицы Мельникова у телецентра»: 7 вишен, 3 березы и 5 серебристых кленов, возрастом 20 лет, и 6 канадских тополей, возрастом 35 лет. В заключительном акте отмечалось:

«Учитывая важность строящегося объекта, Контора зеленого хозяйства считает допустимым снятие 21 дерева»60 (док. № 162).

В 1973 г. в эксплуатацию вступила первая очередь телецентра с телевизионной башней высотой 382 м, напротив, на ул. Мельникова построен аппаратно-студийный комплекс телецентра и спортивный комплекс ДСО «Авангард». На территории Бабьего Яра разбит парк культуры и отдыха Шевченковского района площадью 118 га (архитекторы В. Гопкало, В. Гречина, В. Коломиец). Как подчеркивалось в проекте: «благодаря умело использованным крутому рельефу — Бабьему Яру — и существующим зеленым насаждениям — Кирилловской рощи — чудесные пейзажи открываются с видовых площадок, устроенных на разных уровнях террас»61. Проложены пешеходные дорожки преимущественно с плиточным и щебеночным покрытием. В 1980 г. строительство парка в основном было закончено, и овраг Бабий Яр практически исчез с лица земли. Осталась нетронутой только небольшая часть верховья Бабьего Яра возле улицы Дорогожицкой, там, где стоит памятник «Советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской Армии, расстрелянным немецкими фашистами в Бабьем Яру».

Еще в середине 50-х гг. общественность выступила против замыва оврага и строительства там парка: «Кому это могло прийти в голову — засыпать овраг и на месте величайшей трагедии резвиться и играть в футбол?» — писал В. Некрасов в «Литературной газете» в сентябре 1959 г. — «Нет, этого допустить нельзя! Когда человек умирает, его хоронят, и на могиле ставят памятник. Неужели этой дани уважения не заслужили 195 тысяч киевлян, зверски расстрелянных в Бабьем Яру, на Сырце, Дарнице, в Кирилловской больнице, в Лавре, на Лукьяновском кладбище62

Сюда, к Бабьему Яру, с начала 60-х гг. приходили евреи, чтобы почтить память погибших. Никто не созывал людей в это горестное место, где не было даже памятного камня. И все же люди собирались — евреи, украинцы, русские, поляки и др., чтобы положить скромный букетик цветов на землю, смешанную с прахом их близких. Такие несанкционированные мероприятия беспокоили городские власти, и 19 октября 1966 г. принимается совместное решение Киевских горкома КПУ и горисполкома «Об установлении памятных закладных камней на территории Бабьего Яра и в сквере на привокзальной площади в Дарнице»63.

А решением Киевского горсовета от 4 октября 1971 г. управлению культуры горисполкома отводится участок площадью 7 га между улицами Дорогожицкой и Мельникова в Шевченковском районе под строительство «Памятника советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской Армии, которые погибли от рук немецко-фашистских оккупантов в районе Сырецкого массива города Киева»64.

В 1975 г. был утвержден проект памятника и выделены средства на его строительство. 2 июля 1976 г. в верховьях Бабьего Яра около ул. Дорогожицкой был открыт памятник «Советским гражданам и военнопленным солдатам и офицерам Советской Армии, расстрелянным немецкими фашистами в Бабьем Яру» (скульпторы М. Лысенко, О. Витрик, В. Сухенко, архитекторы А. Игнащенко, Л. Иванченко, В. Иванченков). По свидетельству архитектора А. Игнащенко, который в 1975–1976 гг. занимался установкой памятника, во время закладки фундамента строители натолкнулись на десятисантиметровый слой пепла. По мнению архитектора, именно здесь фашисты просеивали пепел сожженных ими людей, чтобы найти золотые коронки, кольца и др.65 Об этом вспоминают и другие киевляне, а в 1940–50-х гг. в этих местах видели копавшихся «искателей золота».

По решению Киевского горисполкома от 16 июля 1979 г. под № 920 были установлены и уточнены границы историко-культурных заповедников и зон охраны памятников истории и культуры в г. Киеве, куда включили и территорию Бабьего Яра. Это решение было подтверждено распоряжением Киевской городской госадминистрации под № 979 от 17 мая 2002 г. А постановлением Кабинета Министров Украины под № 1761 от 27 декабря 2001 г. «комплекс памятников на месте массового уничтожения мирного населения и военнопленных в урочище Бабий Яр во время гитлеровской оккупации между улицами Мельникова, Дорогожицкой и О. Телиги» был занесен в Государственный реестр исторических памятников Украины.

В 1991 г., 29 сентября, в честь 50-й годовщины начала массовых расстрелов в Бабьем Яру был установлен памятный знак — «Менора», посвященный трагедии еврейского народа (архитектор Ю. Паскевич, инженер Б. Гиллер, художники Я. Левич, И. Левич). К сожалению, поскольку при выборе места руководствовались изысканиями А. Шлаена (подробнее о них см. в материале «Источники и литература...»), «Менора» была поставлена за Еврейским кладбищем на территории бывшего Кирилловского православного кладбища, которое было закрыто еще в 1929 г.

Тогда же, в 1991 г., на памятнике 1976 г. установили таблички на русском языке и языке идиш. В 1992 г. недалеко от него поставили деревянный крест в память активистов ОУН, расстрелянных фашистами.

Памятные знаки, отражающие различные страницы трагедии Бабьего Яра, установлены в 90-е годы на углу улиц Дорогожицкой и Шамрыло — узникам Сырецкого концлагеря, на улице Грекова, 22-а — киевским футболистам, на территории Кирилловской больницы — пациентам, расстрелянным в 1941–1942 гг.

В 2000 г. недалеко от «Меноры», на бывшем Кирилловском православном кладбище был установлен крест с надписью: «На этом месте 6 ноября 1941 г. были расстреляны священнослужители архимандрит Александр Вишняков и протоирей Павел за призыв к защите Отчизны от фашистов».

30 сентября 2001 г. недалеко от станции метро «Дорогожичи», открытой на территории Бабьего Яра в 2000 г., был установлен памятник расстрелянным детям (скульптор В. Медведев, архитекторы Р. Кухаренко и Ю. Мельничук). Тогда же был заложен памятный камень на месте предполагаемого строительства еврейского общинно-культурного центра «Наследие». Надо отметить, что поскольку согласно разработкам «Киевпроекта» (подробнее о них см. в материале «Источники и литература...») здесь были расстреляны украинские патриоты, ранее на этом месте планировалось строительство часовни.

Такова новейшая история Бабьего Яра и прилегающих к нему районов Сырца и Лукьяновки. Она подтверждает тот факт, что для увековечения произошедшей здесь трагедии и прекращения посягательств на заповедную территорию (хотя бы на то, что осталось) необходимо окончательно закрепить ее правовой статус — историко-мемориального заповедника.