Документи

Книга 1 | Розділ 4. Бабин Яр у другій половині XX ст.

З «Основних положень десятирічного плану міського будівництва м. Києва на 1951–1960 рр.»

1950 р.

Текст (рос.)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕСЯТИЛЕТНЕГО ПЛАНА
ГОРОДСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА г. КИЕВА
НА 1951–1960 гг.


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Десятилетний план городского строительства, являясь органической частью генерального плана реконструкции г. Киева, разработанного на период 20–25 лет, имеет целью его последовательное осуществление на основе указаний Партии, Правительства и товарища Сталина о построении коммунизма в нашей стране. При составлении десятилетнего плана учитываются следующие принципиальные положения, на основе которых конкретизируется объем строительства и разрабатывается перечень и размещение основных объектов строительства г. Киева:

а) полное завершение восстановительных работ по всем отраслям городского хозяйства Киева, пострадавшим от немецко-фашистских захватчиков, в частности полное завершение в течение ближайших лет застройки центральной столичной магистрали – Крещатика;

б) реконструкция городского хозяйства Киева на новой технической основе, отвечающей высокому уровню передовой отечественной техники;

в) значительное повышение материально-бытовых и культурных условий жизни трудящегося населения города, в частности широкий разворот жилищного строительства;

г) дальнейшее повышение ведущей роли Киева, как столицы Украинской СССР, в развитии социалистической культуры украинского народа;

д) создание архитектурного облика Киева, отражающего величие сталинской эпохи и соответствующего значению Киева, как столицы Украинской ССР и одного из древнейших исторических центров русского государства.

2. Рост населения Киева

Общая численность постоянного гражданского населения Киева, составляющая в настоящее время 838 тысяч человек, достигнет к концу десятилетия 1951–1960 гг. – 1 млн. человек.

Таким образом, предусматривается средний ежегодный прирост населения порядка 15 тысяч человек. Запроектированный прирост населения, включающий в себя как превышение рождаемости над смертностью, так и приток населения извне, является вполне реальным и кладется в основу всех расчетов развития городского хозяйства.

[...]

В первую очередь будут застраиваться жилыми домами (а также зданиями общественного назначения) магистрали и кварталы, располагающие коммунальным оборудованием (мощение, водопровод, газ и проч.) и компактные жилые массивы («поселки») крупных промышленных предприятий и др. значительных застройщиков, принимающих долевое участие в создании коммунального оборудования. Оформляются крупными капитальными жилыми домами основные магистрали: Крещатик, ул. Красноармейская, бульвар Шевченко, Брест-Литовское шоссе, Воздухофлотское шоссе, ул. АртемаДорогожицкая, ул. Фрунзе, автострада на Зверинце, ул. Нагорная на Лукьяновке; частично застраиваются также новые магистрали – Кловская и Печерская.

Застройка этих и других улиц потребует сносов обветшавших малоэтажных строений, незначительных по сравнению с возводимыми на их месте новыми домами; учитывая наличие готовых элементов коммунального благоустройства, эти сносы дадут большой экономический эффект.

По отдельным магистралям размер сносов намечается следующий:

  Новая застройка
(тыс. кв. м)
Сносы
(тыс. кв. м)
%
Красноармейская улица 80,0 7,2 9
Брест-Литовское шоссе 45,4 3,7 8
ул. АртемаДорогожицкая 72,0 3,0 4
Воздухофлотское шоссе 114,2 1,2 1
ул. Фрунзе 44,5 2,8 6

Наиболее значительные массивы жилищного строительства проектируются в следующих районах: Печерск, Зверинец, район ул. Пархоменко, б. Кадетская Роща (строительство завода телеаппаратуры), район ул. Борщаговской и хут. Отрадного (строительство метро, газопровода Дашава–Киев, завода им. Лепсе и др.), район ул. Совской и Большой Васильковской на Сталинке, Батыева гора, Сырец, Багринова гора, хут. Нивки и Дегтяры; на левом берегу Днепра – Соцгород, Старая и Новая Дарница, район ДВРЗ1 и другие.

Будет продолжаться освоение ряда массивов индивидуальной жилой застройки.

[...]

13. Зеленые насаждения

Киев располагает замечательными по живописности садами и парками; однако, общая площадь городских зеленых насаждений общего пользования все же недостаточна (323 га – около 4 кв. м в среднем на 1 жителя), и распределены они по территории города очень неравномерно.

В послевоенное время уделено большое внимание восстановлению, реконструкции и новому строительству садов и парков Киева.

Развернуто строительство центрального городского парка на склонах правого берега Днепра, приступлено к народной стройке гидропарка на Трухановом острове, создаются новые скверы и сады на пустырях и т.д.

Академия Наук УССР проводит работу по созданию нового Ботанического сада на Зверинце площадью до 200 га.

В программе строительства 1951–1960 гг. должно быть намечено завершение строительства центрального городского парка и гидропарка на Днепре, а также создание районных парков и садов на Соломенке, в Голосееве, в Святошине, в Дарнице и др. общей площадью 435 га и реконструкция ряда существующих парков и скверов.

Для выполнения этой программы зеленого строительства потребуется создать 150 га питомников, 3000 кв. м площади оранжерей и 2000 кв. м теплиц.

Капиталовложения на десятилетие должны составить 78,5 млн. рублей.

14. Улично-дорожное строительство, мосты и путепроводы

Улицы и дороги

Из 10 млн. кв. м общей площади улиц, Киев имел до войны 435 тыс. кв. м усовершенствованных покрытий дорог, 2515 тыс. кв. м булыжных мостовых, 945 тысяч кв. м тротуаров.

В послевоенные годы улично-дорожному строительству уделяется большое внимание.

Реконструирован ряд важнейших магистралей города, восстановлен разрушенный Сталинский (Демиевский) путепровод, созданы новые магистрали: парковая автомагистраль на склонах Днепра протяжением 2 км, Наводницкая автострада на Зверинце и на левом берегу протяжением 11 км, Днепровская набережная длиной 2 км. Приступлено к сооружению новой Печерской магистрали и создан путепровод на пересечении ее с транзитной автострадой.

Несмотря на это, процент дорог с усовершенствованными покрытиями составляет всего 9,1% и 28,5% дорог (по протяжению) остается не мощенными.

Неупорядоченное состояние многих улиц Киева, их недостаточная ширина, крутые уклоны и проч. делают необходимым большой объем работ по реконструкции и развитию уличной сети. Намечаемая десятилетним планом сеть реконструируемых и вновь прокладываемых улиц обеспечивает улучшение связи между различными районами города, прокладку новых трамвайных, троллейбусных и автобусных линий, создание новых радиальных направлений, являющееся необходимой предпосылкой развития новых промышленных и жилых территорий на периферии города.

Важнейшие направления, включаемые в титульный список на десятилетие 1951–1960 гг. – следующие:

Реконструируются улицы: Большая Васильковская на Сталинке, как продолжение транзитной автострады (частично по новой трассе), Борщаговская (выход к новому промышленно-складскому району у Поста-Волынского), Гостомельское шоссе и др., продолжается реконструкция Набережной. Прокладываются новые направления (частично с использованием и реконструкцией существующих трасс): Ново-Константиновская, Печерская магистраль (уже осуществленная на отдельных отрезках), Кловская магистраль (с реконструкцией улицы Мечникова), Окружная магистраль (от Сталинки до Куреневки), дорога на Кончу-Заспу, автодорога на Труханов остров, являющаяся элементом строительства гидропарка, и др. важные направления.

В первую очередь должна быть реконструирована Галицкая площадь, которая оформляется соответствующей застройкой (клубы, кинотеатр и др. здания общественного назначения), а также партерной зеленью, фонтанами, монументом и пр.

Намеченный объем улично-дорожного строительства составляет: 1500 тыс. кв. м усовершенствованных покрытий, 300 тыс. кв. м булыжных мостовых, 2000 тыс. кв. м тротуаров. В результате осуществления этой программы, к концу десятилетия площадь усовершенствованных покрытий составит 2 млн. кв. м. Дороги, имеющие усовершенствованное покрытие, к концу десятилетия составят по протяжению 36%. Общая сумма капитальных затрат – 447 млн. рублей.

[...]

20. Гидротехнические работы

В Киеве будет проводиться ряд гидротехнических работ, необходимых для сохранения городской территории от разрушающего действия атмосферных и поверхностных вод. Работы по укреплению оползневой зоны правого берега Днепра, Батыевой горы, склонов над улицей Фрунзе и др. потребует затрат в 100 млн. рублей, устройство набережной на протяжении 3 км – 75 млн. рублей. Намечено также расширение сети ливнестоков (закрытых и частично открытых) общим протяжение 40 км и регулирование р. Лыбеди. Общий размер капиталовложений на десятилетие – 255 млн. рублей.

[...]

Интенсивный рост производства киевских кирпичных заводов виден на следующих данных.

Производство кирпичных заводов МПСМ УССР в Киеве в млн. штук условного кирпича:

  1945 г. 1948 г. 1949 г.
Корчеватское заводоуправление 4,0 28,1 33,6
Сталинское заводоуправление 3,5 8,9 11,6
Петровское заводоуправление 2,1 10,1 17,3
Пироговский завод № 10 (новый) 3,5
Корчеватский пром. экспериментальный завод сухого прессования 9,9

В 1948–1949 гг. введен в производство новый агрегат полусухого прессования – пресс «Мелия», удостоенный сталинской премии; на нем освоено производство рельефно-офактуренного и лицевого кирпича.

Еще большее развитие получат кирпичные заводы Киева в 1950 году. По плану этого года производство Корчеватского заводоуправления составит 44,4 млн. шт. кирпича, Сталинского заводоуправления 11,7 млн. шт., Петровского заводоуправления 31,7 млн. шт., Пироговского завода 12,7 млн. шт., Корчеватский пром.-экспериментального завода – 11 млн. шт.

[...]

ЦДАГОУ, ф. 1, оп. 30, спр. 2660, арк. 1–2, 5–6, 15–18, 32, 38.
Копия. Машинопись.