Документи

Книга 1 | Розділ 4. Бабин Яр у другій половині XX ст.

З записки голови Держплану УРСР А. Барановського секретареві ЦК КП(б)У Л. Мельникову й голові Ради Міністрів УРСР Д. Коротченку «Про недоліки в роботі виконкому Київської Міськради»

23 жовтня 1951 р.

Текст (рос.)
СЕКРЕТАРЮ ЦК КП(б)У
товарищу МЕЛЬНИКОВУ Л.Г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЮ СОВЕТА МИНИСТРОВ
УКРАИНСКОЙ ССР
товарищу КОРОТЧЕНКО Д.С.
О недостатках в работе исполкома Киевского Горсовета

По поручению Совета Министров УССР от 4 августа 1951 года, комиссии в составе т.т. Барановского, Пирогова, Новикова и Глуховского, в связи со статьями в газете «Известия» от 25.VII и 4.VIII–1951 г., проверила состояние организационной работы и руководства Киевского Горисполкома хозяйственным и культурным строительством в г. Киеве.

В послевоенные годы, опираясь на большую помощь, оказываемую партией и правительством, исполком Киевского Горсовета широко развернул хозяйственное и культурное строительство в г. Киеве.

За этот период восстановлены и введены в действие десятки фабрик и заводов. Промышленная продукция государственных и кооперативных предприятий возросла против 1948 года вдвое.

В 1948–50 гг. восстановлено и построено заново 385,7 тыс. кв. метров жилой площади, капитально отремонтировано 1614 жилых домов. Улучшено, в сравнении с довоенным периодом, транспортное обслуживание населения. Окраинные районы связаны трамвайным, троллейбусным и автобусным сообщением. Перевозки пассажиров обслуживают в настоящее время 350 трамвайных и 110 троллейбусных вагонов. Значительные работы проведены по благоустройству города. Много улиц заново покрыты асфальтом и замощены. За 2 последних года усовершенствованными покрытиями замощено более 300 тыс. кв. метров городских улиц и площадей. Создано 30 новых городских парков. На улицах и в скверах города посажено после войны свыше 1 млн. деревьев.

Только в 1951 году на благоустройство города израсходовано свыше 89 млн. рублей.

В гор. Киеве уже газифицировано более 30 тысяч квартир и успешно завершается газификация новых 10 тысяч квартир. Значительно улучшилось снабжение населения питьевой водой. Среднесуточная подача воды городу превысила довоенную почти в 1,5 раза.

Намного увеличились товарооборот и торговая сеть в городе.

Расширена сеть школ и других учебных заведений. Восстановлены здания Киевских политехнического института и государственного университета, возросли контингенты учащихся, продолжает расти количество городских больниц и клиник.

На восстановление и развитие городского хозяйства гор. Киева правительство выделяет ежегодно огромные средства.

В 1950 г. ассигновано на капитальные вложения 245,8 млн. руб. и в 1951 г. – 197,8 млн. руб. На нужды городского хозяйства было израсходовано по бюджету в 1950 году – 608,6 млн. рублей.

Развитие городского хозяйства и культурного строительства г. Киева могло бы идти значительно быстрее, если бы Горисполком умело использовал возможности города и не допускал бы серьезных ошибок и недостатков в руководстве промышленностью, коммунальным хозяйством и социально-культурными учреждениями.

Несмотря на большие потребности городского хозяйства, план капитальных работ в 1950 году не был выполнен. Горисполком не использовал также 44 млн. бюджетных ассигнований на коммунальные нужды, просвещение и другие городские мероприятия.

Не лучше выполняется план капитального строительства в нынешнем году. За 8 месяцев годовой план капитальных работ выполнен лишь 50,7%.

В первом полугодии недоиспользовано 14 млн. рублей бюджетных средств на просвещение, здравоохранение и мероприятия по жилищно-коммунальному хозяйству. Особенно плохо осваиваются средства, выделенные на проведение социально-культурных мероприятий. На приобретение инвентаря для детских садов использовано лишь 23,5% годовых ассигнований, на приобретение хозяйственного оборудования школ 28,8%, на трудовое обучение и трудоустройство инвалидов Отечественной войны только 15,8%.

Выделенные на капитальный ремонт жилого фонда средства из года в год полностью не используются.

Только в 1950 году не было освоено 3 млн. рублей. Не был выполнен в 1950 году и план жилищного строительства. В нынешнем году жилищное строительство также продолжает отставать от плана. За 8 месяцев годовая программа выполнена лишь на 57,5%. Медленно осуществляется застройка Крещатика.

Совершенно неудовлетворительными темпами ведется газификация квартир индивидуальных застройщиков и котельных жилых домов.

Не выполнен полностью в г. Киеве закон о всеобщем обязательном обучении. Все еще велика текучесть учащихся в школах. В 1950–51 учебных годах ушло из школ 2,5 тысячи учеников, в том числе из I–IV классов – 500; из V–VІІ – 1400 и из VIII–Х классов – 600 человек.

Выделяемые государством средства на оздоровление школьников расходуются крайне недостаточно. В нынешнем году за 7 месяцев из 7600 школьников было оздоровлено только 446 человек.

Полугодовые ассигнования на одежду и постельное белье для детских домов использованы в т.ч. Горисполкомом на 26,4%.

План расширения сети здравоохранения в 1950 г. не был выполнен. Неудовлетворительно осуществляются эти мероприятия и в 1951 году. План больничного строительства выполнен за 8 месяцев тек. года на 43,5%, а по капитальному ремонту на 54%. Средства, отпущенные на приобретение медицинского оборудования, использованы на 46% и мягкого инвентаря на 54%.

Горисполком не обеспечил расширение в 1951 г. городских больниц на 133 койки, детских яслей на 205 мест и домов ребенка на 50 коек, хотя десятки людей месяцами ожидают помещения в эти учреждения.

Недопустимо плохо осваиваются средства, выделенные на расширение предприятий местной и кооперативной промышленности города, выпускающих изделия широкого потребления. За 8 месяцев т.г. годовой план капитальных работ по этим предприятиям выполнен на 23,8%.

Значительно отстает от плана освоение средств на теплофикацию, расширение водопровода и канализации, особенно на окраинах.

Горисполком неудовлетворительно руководит развитием торговли и торговыми организациями города.

За 7 месяцев т.г. недобор по товарообороту составил 40,6 млн. рублей. На местные торги, подчиненные непосредственно Горисполкому, приходится свыше половины этой суммы. Сверхнормативные остатки товаров в торговой сети города возросли за этот же период на 22,7 млн. рублей.

Торгующие организации г. Киева не выбрали в первом полугодии установленных им фондом товаров на 4,3 млн. руб., из них более половины составляют изделия легкой промышленности, в которых рынок испытывает большой недостаток.

При проверке 3486 торговых предприятий, в 70% из них установлены в 1950 году нарушения советской торговли: обмеры, обвешивание, обсчеты покупателей, припрятывание товаров, нарушение ассортимента, несоблюдение правил торговли.

Исполком Горсовета не устранил этих недостатков и при повторной проверке торговой сети в 1951 году многие недостатки обнаружены снова.

В некоторых магазинах, особенно на окраинах, отсутствуют в продаже папиросы, спички, колбасные изделия, сахар и другие товары.

Сеть торговых точек на окраине крайне недостаточна. В Пуще-Водице, Святошино, на Караваевских дачах, Багриновой горе, Корчеватом, Мышеловке, Теличке, Чоколовке, на расстоянии 2–3 км нет ни одного промтоварного магазина, парикмахерской, пункта бытового обслуживания и редко размещены продовольственные и даже хлебные лавки и ларьки.

Горисполком не противодействует стремлению торгующих организаций размещать магазины в центре города и на магистральных улицах, в ущерб окраинам, и не добивается равномерного размещения торговой сети.

В 1950 г. в г. Киеве не было открыто, например, свыше 200 предусмотренных планом магазинов, киосков и ларьков.

Крайне медленно восстанавливается сеть ресторанов и столовых. В 1950 году не было открыто 62 запланированных столовых и ресторанов.

Из намеченных 6 диетических столовых в первом полугодии 1951 г. открыто только 2. В результате сеть общественного питания в г. Киеве в т.г. меньше довоенной на 101 единицу.

Вследствие плохой работы торгующие организации города недовыполнили в 1950 году план прибылей на 6,5 млн. рублей. Они допустили проедание оборотных средств: в 1950 г. 9,3 млн. рублей и за 1 полугодие нынешнего года около 4 млн. рублей.

Горисполком не уделяет внимания бытовому обслуживанию населения. Кооперативная и местная промышленность города должна открыть в 1951 году 100 мастерских бытового обслуживания населения, но за первое полугодие открыто всего лишь 12.

Весьма скромные планы мастерских бытового обслуживания систематически не выполняются.

В 1950 году план по стирке белья для населения был выполнен только на 12%, по окраске одежды на 1,6% и химической чистке на 26%.

В настоящее время на 10 тысяч жителей города приходится всего 1,3 мастерских по ремонту одежды, 1,6 мастерских по ремонту металлических изделий, 1,1 по пошиву одежды и 0,2 мастерских по химической чистке. В городе совершенно отсутствуют мастерские по стирке и утюжке воротников, шелковых изделий, чистке шляп и галстуков.

Серьезные недостатки в хозяйственном и культурном строительстве в г. Киеве являются результатом неудовлетворительной организации и порочных методов работы Киевского горисполкома.

Газета «Известия» в передовой статье от 25 июля т.г. правильно указывала на «пренебрежительное отношение к принципу коллегиального руководства», что является «характерным для работы исполкома Киевского Горсовета и его председателя т. Давыдова».

Проверка полностью подтвердила, что т. Давыдов на заседаниях исполкома не считается с мнением членов исполкома, грубо обрывает несогласных с его точкой зрения и не терпит критики в свой адрес.

Такая порочная практика приводит к тому, что обсуждение вопросов проходит в исполкоме Горсовета на низком уровне.

Коллегиальное руководство, принципиальная критика и самокритика, непримиримое отношение к малейшим недостаткам в работе подменены в Киевском горисполкоме формальным принятием заранее подготовленных решений.

Как установлено проверкой, многие доклады подготавливаются к рассмотрению Горисполкомом поверхностно, чаще всего содержат простое перечисление фактов, лишенное глубокого анализа состояния дел и обобщений, которые могли бы дать материал для обсуждения и критики.

Члены Горисполкома редко выступают с критическими замечаниями по обсуждаемым вопросам, обнаруженные недостатки не обостряются при обсуждении, а напротив сглаживаются и замалчиваются в угоду председателю горисполкома тов. Давыдову.

В работе Киевского горисполкома много показного и формального.

По ряду вопросов Горисполком принимает решения лишь для того, чтобы его нельзя было обвинить в невнимании к этим вопросам.

Это наглядно видно из того, что большинство решений, свыше 60%, принимались Горисполкомом без обсуждения, опросом; на большом количестве заседаний присутствует неправомочный состав, а часть решений подписывается только председателем и секретарем. Среди решений, принятых опросом, есть решения по таким жизненным вопросам, как: утверждение плана работ исполкома, улучшение торгового обслуживания населения окраин, расширение сети детских учреждений, снижение заболеваемости туберкулезом, теплофикация города и другие.

[...]

Между депутатами и исполкомом Горсовета нет постоянной связи. Горисполком не установил этого общения с депутатами и не использует это важное звено связи с избирателями.

Сессии исполкома Горсовета готовятся поверхностно. Депутаты не проявляют большой активности на сессиях главным образом потому, что не принимали непосредственного участия в подготовке сессий даже по таким вопросам, когда интересы дела прямо подсказывают необходимость их широкого участия в этом деле – подготовка к учебному году, расширение бытового обслуживания населения, развитие торговли и другие.

[...]

Этому примеру Горисполкома следуют исполкомы райсоветов.

[...]

Исполкому Горсовета указывалось неоднократно на неудовлетворительную организацию приема посетителей, рассмотрения и разрешения жалоб и заявлений трудящихся.

[...]

Несмотря на то, что значительное количество писем затрагивает вопросы руководства горисполкома и его отделов, вскрывает недочеты в городском хозяйстве и содержит деловые предложения по улучшению его работы, Горисполком не обобщал и не анализировал жалобы и не использовал материалы писем, как исходные для разработки больших мероприятий в области городского хозяйства.

Горисполком слабо связан с райисполкомами и не опирается на них в работе. Председатель, заместители председателя и члены Горисполкома не бывают на заседаниях райисполкомов, а председатели райисполкомов редко привлекаются к участию в заседаниях Горисполкома даже при обсуждении основных вопросов развития городского хозяйства.

Не привлекаются райисполкомы и к разработке общегородских мероприятий и составлению годовых и перспективных планов развития промышленности, коммунального хозяйства и социально-культурного строительства.

[...]

Вопросы, выдвигаемые райисполкомами, рассматриваются Горисполкомом с большими задержками. Очень часто Горисполком вообще не принимает мер по предложениям и запросам райисполкомов.

Работая в отрыве от райисполкомов и не поддерживая постоянной связи с депутатским активом, Горисполком имеет очень поверхностное представление о состоянии городского хозяйства и нуждах отдельных районов города.

Не вникая глубоко в работу промышленности, коммунальных предприятий и социально-культурных учреждений города, председатель и члены Горисполкома руководят городским хозяйством формально, без знания дела, отставая от требований города.

Решения Горисполкома по хозяйственным и культурным вопросам в большей части не содержат деловых и оперативных мер, способных исправить недостатки и выправить положение.

[...]

Контроль исполнения и проверка выполнения решений правительства и собственных решений поставлены в Киевском горисполкоме неудовлетворительно. Сосредоточив внимание на составлении решений, Горисполком мало контролирует результаты этих решений. Большая часть времени аппарата исполкома расходуется не на оперативное руководство и проверку исполнения, а на составление различных справок и записок. Особенно перегружен этим Горплан.

[...]

В результате неудовлетворительно поставленного контроля и проверки исполнения, многие решения горисполкома остаются не выполненными.

В Подольском и Молотовском райисполкомах, которые были проверены комиссией, установлено, что выполнение решений горисполкома и собственных решений не проверяется.

[...]

Отсутствие развернутой большевистской критики и самокритики, недостаточный контроль и проверка исполнения, порождают в горисполкоме и во многих звеньях городского хозяйства безответственность и создают условия для антигосударственного отношения к делу.

В Киевском горисполкоме укоренилась неправильная, негосударственная практика представления необоснованных, завышенных заявок при составлении государственного плана и бюджета.

Противопоставляя местные интересы общегосударственным интересам, Горисполком в 1950 году завысил расходную часть бюджета на 128,2 млн. руб. или на 18%. Не сделав необходимых выводов из указаний Правительства, горисполком и в 1951 году представил проект расходов на городские нужды по бюджету с завышением на 340,4 млн. руб. или на 40%.

Добиваясь выделения крупных средств на развитие городского хозяйства (вложения в отдельные отрасли хозяйства г. Киева достигают 50–70% вложений в эти отрасли по республике), Горисполком не обеспечивает необходимых хозяйственных и организационных мер к их освоению. Поэтому, из года в год, отпущенные по народнохозяйственному плану и бюджету ассигнования не используются.

[...]

Представив правительству раздутые заявки, Горисполком добился в 1950–1951 гг. выделения фондируемых материалов в количествах, значительно превышающих действительную потребность подведомственного ему хозяйства. Это позволило Горисполкому создать незаконные резервы материалов, из которых в 1950–51 г. по решению Горисполкома и по распоряжениям председателя Горисполкома и его заместителей было роздано различным организациям, не находящимся на снабжении Горисполкома, значительное количество фондируемых материалов, под видом оказания помощи этим организациям. Это разбазаривание фондов приняло систематический характер. Особенно в больших размерах растранжиривались трубы, предназначенные для газификации города.

[...]

Отпущенное трестом «Киевгазстрой» на сторону количество труб составляет около 70–80% годовой потребности в них газификации г. Киева.

[...]

Вместо пресечения таких незаконных действий, т. Давыдов попустительствовал лицам, допускающим антигосударственные действия. 15 мая т.г. Горисполком, в результате проверки проведенной Госпланом УССР, принял решение о передаче следственным органам материалов на лиц, разбазаривших трубы и другие материалы. Однако, несмотря на неоднократные напоминания членов исполкома, материалы на виновных были переданы т. Давыдовым следственным органам лишь 6.VIII т.г., т.е. после опубликования в газете «Известия» статьи «Строго блюсти интересы государства».

Получив указанные материалы, Городской прокурор безосновательно прекратил следствие по делу о разбазаривании труб и только после вмешательства комиссии и Прокурора УССР делу был дан законный ход.

[...]

Для Горисполкома и его отделов характерно желание приукрасить выполнение плана и бюджета и глубже упрятать недостатки.

[...]

Стремясь выйти к концу года с высокими показателями выполнения плана ремонта жилого фонда, Горисполком встал на путь прямого обмана государства. Чтобы скрыть отставание ремонта жилых домов, Горисполком в 1950 году четыре раза переутверждал титульные списки ремонтируемых домов. Из плана исключались дома с низким процентом выполнения ремонтных работ, отдельные работы заменялись другими более дорогостоящими. В окончательном варианте титульные списки были утверждены только 22 декабря 1950 года.

Таким образом, план был подогнан к фактическому выполнению, хотя и расходился значительно с заданием, утвержденным Правительством.

[...]

Не изучив причин неудовлетворительного выполнения в 1950 году плана бытового ремонта артелями и предприятиями местной промышленности города, Горисполком утвердил на 1951 год план по ремонту, реставрации, окраске и химической чистке одежды, по стирке белья и ремонту обуви вдвое-втрое меньше и без того недостаточного плана на 1950 год, объясняя такое снижение плана производственными возможностями предприятий. Между тем, проверкой установлено, что невыполнение, например, плана стирки белья населению объясняется исключительно тем, что прачечные по-прежнему загружаются стиркой белья учреждениям и организациям. Вместо установленных постановлением Совета министров УССР 30%, удельный вес стирки белья населению составил фактически в первом полугодии 1951 года только 4,8%.

Проверка вскрыла факт, когда многие артели промысловой кооперации, пытаясь выполнить план более легкими средствами, отказываются от ремонта одежды и обуви населения и переключают предприятия, специально созданные для бытового ремонта, на производство новых изделий. В качестве примера можно назвать артель XVII съезда ВКП(б). В июле нынешнего года артель выполнила план массового пошива новой обуви, одежды на 219%, а план реставрации одежды лишь на 45% [...].

Судя о работе мастерских бытового обслуживания по сводкам и отчетам, Горисполком проходит мимо того факта, что под вывеской этих мастерских начинает снова свивать гнездо частник.

При проверке 79 точек бытового обслуживания, работники Министерства финансов УССР выявили в течение одного дня 288 заказов, не оформленных квитанциями. Среди них много заказов на изготовление изделий из фондируемых материалов.

[...]

Вследствие бесконтрольности со стороны Горисполкома многие организации города допускают безнаказанный обсчет и незаконные поборы с населения.

Трест «Киевгаз» путем завышения норм отпуска газа абонентам, не имеющим газовых счетчиков, только во II квартале 1951 года взыскал лишних 320 тысяч рублей.

Лечебные учреждения г. Киева в 1950–51 гг. взимали с населения завышенную плату за лечебные процедуры, анализы, протезирование зубов, за продукты детских молочных кухонь, в результате чего с населения перебрано в бюджет 3,1 млн. рублей.

Управление Киевского водопровода не считалось с установленными Горисполкомом нормами, начисляло в 1950–51 гг. плату за воду населению, проживающему в домах, где не установлены водомеры, по максимальным нормам, которые в ряде случаев превышали вдвое фактическое потребление воды.

Несмотря на постановление Совета Министров УССР, изданное в 1950 году об упорядочении тарифов на проезд в троллейбусах, Горисполком снизил тарифы лишь с 1 августа т.г. и то после вмешательства Совета Министров УССР.

Трест «Киевгаз» под предлогом ремонта газовых счетчиков взыскивал с потребителей газа свыше 600 рублей за каждый счетчик, хотя, как установлено, большинство снятых для ремонта счетчиков либо оказались исправными и не требовали починки, либо были установлены заведомо неисправными.

Управление рынками г. Киева самовольно увеличило втрое и больше разовый сбор, взимаемый с колхозов, продающих на городских рынках мясо и овощи.

Горисполкомом допускаются серьезные нарушения в расходовании средств, предназначенных для социального обеспечения. Своими решениями Горисполком предоставил секретарю исполкома т. Мельнику право единолично расходовать из средств, ассигнованных для выдачи единовременных пособий инвалидам-пенсионерам, до 200 руб. на единовременную помощь различным лицам, обращающимся в горисполком.

Для этой цели в распоряжение т. Мельника было выделено в 1950 году 60 тыс. рублей и в 1951 году 70 тыс. рублей.

Таким путем, из средств собеса, распоряжением т. Мельника, было выдано в 1950 году разным лицам, не состоящим на учете в органах социального обеспечения г. Киева, 456 единовременных пособий на сумму 41 065 рублей и с 1.I–1951 г. по 20.VIII–1951 года 379 пособий на сумму 25 129 рублей.

Кроме того, по решению исполкома Горсовета из средств социального обеспечения выдано в 1950 году – 16 пособий на сумму 8900 рублей работникам Горсовета, в том числе многим не являющимся инвалидами-пенсионерами.

Горисполком не проверяет также правильности и законности использования санаторных путевок, приобретаемых за счет бюджетных средств.

Эти путевки раздаются бесконтрольно по письмам завгорздравотделом и его заместителей.

Около 100 путевок выдано в 1950 году работающим инвалидам III категории, в то время как свыше 150 состоящих на учете инвалидов І и II категории как в 1950, так и в 1951 г. путевок не получили.

Установлены факты разбазаривания путевок, выданных сотрудникам и администрации медицинских учреждений.

За счет Горсовета путевки, предназначенные инвалидам Отечественной войны, получали председатели и работники райисполкомов, горсобеса, горфинотдела, горисполкома. Среди получивших бесплатные путевки – директор одного из киевских комиссионных магазинов, администратор театра им. Франко и другие, не имеющие на это право.

[...]

Одной из главных причин наличия серьезных недостатков в работе Горисполкома и подведомственных ему отделах и управлениях является неудовлетворительный подбор и расстановка кадров и неправильная, нарушающая установленный порядок, система замещения номенклатурных должностей [...]. Номенклатурные работники освобождаются и принимаются не по решениям Горисполкома, а часто единолично председателем и даже секретарем Горисполкома. [...]

Естественно, такая порочная практика подбора кадров облегчает проникновение в аппарат Горисполкома непроверенных и не внушающих положительного доверия лиц [...] и способствует проявлениям угодничества и беспринципности.

В заключение необходимо указать, что в беседе с членами комиссии и привлеченными комиссией для проверки работниками Министерства госконтроля, Госплана и Министерства финансов УССР, члены исполкома, депутаты и председатели постоянных комиссий Горсовета, а также работники аппарата указывали на отсутствие большевистской критики и самокритики, на угодничество и подхалимаж, укоренившиеся в Горисполкоме, на зазнайство и высокомерие председателя Горисполкома тов. Давыдова и зам. председателя Горисполкома т. Аркадьева, на поверхностный и неглубокий подход к руководству городским хозяйством со стороны членов Горисполкома, на невнимание и отсутствие необходимой теплоты в общении с лицами, обращающимися в Горисполком. Почти все, с кем беседовали члены комиссии, единодушно указывали на грубость, бестактность, нечистоплотность и другие порочащие руководителя поступки со стороны секретаря исполкома т. Мельника.

ЦДАГОУ, ф. 1, оп. 24, спр. 963, арк. 203–233.
Оригинал. Машинопись.