Документи

Книга 3 | Розділ 4. Діяльність окупаційної влади й місцевого адміністрації у Києві. Національний, релігійний і культурний аспекти. Ставлення до населення й військовополонених. Пропаганда й практика
Книга 3 | Розділ 6. Мирне населення в окупованому Києві. Настрої. Життя і смерть

З вироку військового трибуналу військ НКВС Українського округу у справі про політичне співробітництво між українсько-німецькими націоналістичними організаціями та керівництвом Автокефальної церкви

30 грудня 1945 р.

Текст (рос.)

 

ИЗ ПРИГОВОРА

ВОЕННОГО ТРИБУНАЛА ВОЙСК НКВД УКРАИНСКОГО ОКРУГА

30 декабря 1944 года

ПО ДЕЛУ О ПОЛИТИЧЕСКОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ

УКРАИНСКО-НЕМЕЦКИМИ НАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И

РУКОВОДСТВОМ АВТОКЕФАЛЬНОЙ ЦЕРКВИ

 

Гр. РЕДЬКО еще с 1922 г. состоял священником Украинской автокефальной церкви, которая являлась базой для борьбы украинских националистов с Советской властью на Украине. Священники автокефалисты вели борьбу за отрыв Советской Украины от Советского Союза и отдачи Советской Украины под власть кайзеровской Германии, а в период Отечественной войны те же священники-автокефалисты вели борьбу с Советской властью на Украине с целью отдать Украину в колонию гитлеровской Германии.

С приходом немецких оккупантов на Украину автокефальная церковь, всячески поддерживаемая немецкими оккупантами, начала активизировать свою деятельность. Руководящими лицами на Украине автокефальной церкви немецкие оккупанты поставили бывших петлюровских полковников и активных участников антисоветской борьбы из автокефалистов – как Рыбальченко, епископы Никанор и Поликарп, бежавшие с немецкими оккупантами и подсудимый Редько.

Гр. Редько, работая, так называемым, «администратором автокефальной церкви на Украине, уже после изгнания немецких оккупантов из Киева – в 1943–1944 гг. проводил большую активную националистическую деятельность по сколачиванию и сохранению украинско-националистических кадров как из духовенства, так и из верующих, прихожан. Созданные им многочисленные украинско-националистические кадры рассылались по церквам Украины в качестве священников, задача которых заключалась в проведении борьбы с Советской властью на Украине, отрыв Украины от СССР и создание на Украине украинско-националистического фашистского правительства.

Под руководством Редько в 1943 году–1944 году, т. е. уже после изгнания немецких оккупантов из г. Киева на кв. Редько неоднократно, подпольно проводились собрания священников украинско-немецких автокефалистов. На этих собраниях, руководимых Редько, ставились вопросы борьбы с Советской властью за создание фашистского строя на Украине и что единственной силой, способной вести борьбу с Советской властью на Украине должна быть украинская автокефальная церковь, для чего, с целью ее маскировки решено было переименовать ее из УАПЦ в УПАСАЦ, т. е. украинскую Православную соборно-апостольскую церковь. Решено было выбросить слово «автокефальная», что определяло ее как украинско-немецкую националистическую организацию.

В период пребывания на Украине немецких захватчиков, Редько с 1941–1943 гг. по заданию немецких ставленников-епископов Никанора и Поликарпа и др. выезжал в села Киевской области в качестве миссионера и священника с Тарасовки и Будаевки, проведал большую организационную работу по сколачиванию кадров попов из украинско-немецких националистов, а также в своих выступлениях с церковной-трибуны перед народом проводил злостную антисоветскую агитацию, восхваляя при этом Гитлера и его вооруженные банды, как освободителей.

В 1942 г. на могиле петлюровских бандитов организовал «панихиду», где клеветал на Советское государство, Красную Армию и восхвалял фашистскую Германию и ее армию. Редько неоднократно с церковной трибуны призывал верующих оказывать всяческую помощь немецкой армии.

 

ВЫПИСКА ВЕРНА:

Ст. научный работник Комиссии по истории Отечеств. войны на Украине                                             – подпись.

25.10.[19]46.

 

 

ЦДАГОУ, ф. 166, оп. 3, спр. 153, арк. 79–81.