Документи

Книга 3 | Розділ 4. Діяльність окупаційної влади й місцевого адміністрації у Києві. Національний, релігійний і культурний аспекти. Ставлення до населення й військовополонених. Пропаганда й практика
Книга 3 | Розділ 6. Мирне населення в окупованому Києві. Настрої. Життя і смерть
Книга 4 | Розділ 3. Політика нацистської Німеччини на окупованій Україні. Ідеологічні основи та пропагандистська підтримка. Національний, релігійний і культурний аспекти. Ставлення до населення і військовополонених

Доповідь особистого секретаря керівника Київської єпархії про стан Православної церкви в Україні у другій половині 1941 року

04 січня 1942 р.

Текст (рос.)

 

Переклад1

 

г. Киев

Приложение 1-е2.

 

 

Относительно православной церкви на Украине после

отступления большевиков в 1941/[19]42 г.г.

 

г. Киев, 4-го января 1942 года

 

Его высокоблагородию

господину начальнику личного состава

при обербургомистре города Киева

д-ру Босс в г. Киеве

 

 

Доклад

Личного секретаря епископа Пантелеймона, руководителя киевского прихода (епархии) протоирея Иваскова Михаила, жителя г. Киева, по Львовской ул. д. № 44.

 

Ваше высокоблагородие, господин доктор!

Имею честь доложить следующее:

18-го декабря 1941 года прибыл в г. Киев преосвященный Пантелеймон, епископ Львовский, руководитель киевского прихода (епархии).

1. Пантелеймон Рудык, епископ Львовский, провозглашен советом епископов Украины, которые остались в Западной Украине после отступления большевиков летом 1941 года.

2. Последний митрополит Киевский, архимандрит всея Украины Дьяков Костантнин3 был арестован большевиками в конце сентября 1939 года и умер 10 дней спустя. Вследствие недостатка в другом помещении епископ Пантелеймон временно остановился в Покровском женском монастыре (по ул. Львовской, д. № 44). Это вызвало неудовольствие существующего церковного совета и «секции вероисповедания Киевской городской управы».

3. Церковный совет и секция вероисповедания относятся враждебно к Покровскому монастырю, потому что монастырь отказался от немедленной украинизации богослужения и заявил, что он никогда не отречется от церковно-славянского языка еще и потому, что основательница монастыря, покойная игуменья Анастасия, великая княгиня Ольденбургская, мать великого князя Николая Николаевича, москвичка (русская) и жительница монастыря, была врагом украинского народа. 21.12.1941 года епископ посетил председателя Киевской городской управы Багазия и обербургомистра господина Рогауша и представил им свои полномочия в качестве руководителя киевского православного прихода (епархии).

4. Оба начальника приняли епископа весьма любезно и сердечно, за что он выразил им свою откровенную благодарность и был очень доволен любезным приемом. Как представитель украинского народа, господин Багазий, так и представитель немецкого геройского города4, господин Рогауш, единогласно выразили их желание в том, чтобы архиепископ киевского прихода (епархии) свободно проводил церковные дела, не вмешиваясь ни в какую политику, которая может принести лишь вред украинскому народу.

Епископ уверил уважаемых хозяев Киева, что их мнения во всем совпадают с его мнением, и что он свою работу будет проводить только на основании данных ему указаний.

Однако оказалось, что некоторые «представители» украинской «общественности» с вышеупомянутыми мнениями не были согласны, а именно: референт секции вероисповедания, Иван Иванович Коровицкий, и некий д-р Багреновский, которые посетили епископа в первые же дни после его прибытия и информировали его в том, что украинские граждане ожидают от нового епископа крепкой украинской руки, в противном случае архиепископу следует ожидать неприятных конфликтов.

24.12.1941 года епископ посетил отдел культуры и просвещения при Киевской городской управе и вел переговоры относительно единения обоих стремлений православной украинской церкви «патриархального стремления – [«славянистика»]5 и «Липковского6 украинского течения – автокефалистов». Последние самосвяты и некрещеные, поэтому не соответствуют церковным законам.

Начальник отдела, господин Ефременюк, определенно предложил епископу объединиться с «липковцами» и непременно стоять на их точке зрения, так как именно автокефальные липковцы понесли большие жертвы во имя украинского народа и что они еще и до сих пор в большой степени, чем другие ведут пропаганду в народе в пользу самостоятельной Украины.

5. По апостольским правилам епископ может быть посвящен только двумя или тремя епископами, а украинские националисты избрали сами себя и посвятили в «митрополиты» Липковского Василия, без содействия епископа и не соблюдая канонических правил (ссылаясь на евангельское слово: «Если двое или трое собрались во имя моя – я среди них», евангелие от Матвея 18.30). Такого еретичества не признали не только православные украинцы патриархально-старо-славянского стремления, но и еретики, которые отпали от православия, так называемые клерикалы и приверженцы обновленной церкви.

Епископ Пантелеймон дал начальнику отдела культуры категорический ответ в том, что объединение православных с липковцами возможно только после нового посвящения. Доктор Андрусяк, помощник начальника Ефременюка, обещал епископу сам переговорить с липковцами, которые именуют себя православными автокефальными украинцами, и сообщить еписокп в течении двух дней о результате своих перегооров. Однако сообщения не поступило.

29.12.1941 года к епископу Пантелеймону прибыла делегация церковного совета, состоящая из председателя, господина Руденко, игумена Святогорова Нестора, члена совета Твердохлеба и протодиакона (фамилия мне неизвестна). Они доставили епископу приглашение явиться на заседание президиума церковного совета 30.12.1941 года в 11.00 часов утра.

Епископ согласился и отправился на заседание «президиума», который состоял из 25 липковцев и 3-х православных. На поступившее от липковцев предложение объединиться с епископом без нового посвящения и при условии немедленной украинизации украинской православной церкви, епископ Пантелеймон ответил, что он таких полномочий не имеет, но предложение липковцев передаст на усмотрение совета епископов.

6. На заседании церковного совета на основании переписки с Илларионом, архиепископом Холмским, было установлено, что Пантелеймон в настоящее время является самой подходящей канддатурой на епископскую кафедру в г. Киеве.

7. Также было установлено, что в ближайшие дни из г. Луцка от архиепископа Поликарпа7 прибудет украинская церковная литература для того, чтобы ускорить украинизацию церкви.

8. 2.1.1942 года протоирей Ивасков Михаил, личный секретарь епископа, посетил секцию вероисповедания для того, чтобы получить инструкции о взаимоотношениях между епископом и отделом культуры и просвещения. Случайно он встретил еще одного из участников заседания, игумена Нестора Святогорова. Инспектор Острицкий доложил секретарю епископа следующее: с прибытием епископа Пантелеймона в г. Киев украинцы надеялись на успокоение и радовались, когда они узнали, что епископ уже прибыл. Но сегодня этой радости больше нет да и быть не может, пока в Киев не прибудет епископ, имеющий заслуги перед украинским народом, и народ последует только ему. Епископ Пантелеймон не оправдал наших ожиданий, потому что он:

1) остановился в Покровском монастыре у очевидных врагов украинцев,

2) потому что он служил два первых богослужения на церковно-славянском языке, а третье богослужение на ломаном украинском языке,

3) он назначил священников на должность без согласия церковного совета и секции вероисповедания, как например, на Байковом кладбище в г. Киеве.

Украинцы недовольны таким поведением епископа и вынуждены принять меры к тому, чтобы получить желаемого ими епископа, который крепкой рукой провел бы полную украинизацию церкви.

9. Господин Острицкий сказал в присутствии игумена Святогорова Нестора: «после взятия г. Киева немецкой армией основался «Украинский центральный национальный совет», который немцы, как победители, распустили. Этот центральный совет работал согласно лозунгу «Украина – украинцам» и под этим лозунгом он проводил свою политику. Но так как немцы один «совет» уже распустили, что остался еще второй «церковный совет», который поддерживается немцами и которому они пока, слава богу, идут навстречу. Поэтому церковный совет принял на себя наследие национального совета. С этой целью в главе церковного совета поставлен заслуженный украинец, господин Руденко, вместо прежнего председателя и менее энергичного господина Рыбачука. Для того, чтобы совет не выглядел слишком «липковским и тендециозным», секция постаралась привлечь в него несколько славянистов: игумена Нестора, архиреев Длугопольского и Феодосия Павловского. Православные согласились оставаться в совете, пока не прибудет соответствующий епископ и не возглавит церковный совет. Несмотря на прибытие епископа, совет должен остаться таковым, каков он есть, взамен распущенного немцами национального совета, так как его роль теперь не только церковная, но также национальная и политическая.

10. Касательно того, как работает церковный совет в провинции, прилагается протокол, напечатанный на пишущей машинке, составленный на имя церковного совета. Кроме того, прилагается доклад верующих, на имя немецкого центрального правления на Украине, как доказательство в том, что церковный совет занимается не только церковными делами. К этой работе они хотят привлечь еще епископа Пантелеймона, который должен был бы ускорить основание самостоятельной Украины для украинцев. Епископ Пантелеймон никогда не пойдет на это, поэтому начинается агитация и переписка в пользу нового, более годного кандидата на кафедру митрополита Киевского.

11. 1-й кандидат: Илларион, профессор Огиенко Иван, архиепископ Холмский, посвященный Дионисием, митрополитом Варшавским за заслуги в деле украинизации церкви в прежней Польше. Огиенко, бывший ранее министром у Петлюры, имеет в г. Киеве своих представителей в лице господ Коровицкого и Святогорова, которого церковный совет назначил на должность.

2-й кандидат: Поликарп Сикорский, епископ Луцкий, бывший директор департамента при Петлюре, в настоящее время распространяет на Украине литературу для того, чтобы ускорить украинизацию церкви. Несколько дней назад он послал своего представителя в лице священника Иващенко, которому церковный совет дал приход на Байковом кладбище в г. Киеве вопреки воле епископа Пантелеймона, который уже назначил на этот приход другого священника.

3-й кандидат8: Палладий9архиепископ Краковский, бывший министр финансов при Петлюре, имеет связи с украинцами в Берлине, которые и выставляют его кандидатуру; его представителем является господин Коровицкий Иван.

4-й кандидат: Алексей Громадский, митрополит Волынский, очень неустойчивых убеждений, но подходящий как кандидат украинцев; даже был 7.11.1941 года в г. Киеве и принимал участие на заседании совета. Его представителем является священник Ко[…] Тимофей, которому совет тоже дал приход в Приорках, а также господин Рыбальчук, бывший глава «совета».

Таково положение православной церкви на Украине и особенно в г. Киеве.

Церковный совет проводит свою работу весьма не по-церковному, не по-христиански и не по-православному. Он никем не избран и никем не уполномочен.

Епископ Пантелеймон не может согласоваться в его национальной и политической работой, так как он получил в короткий срок своего пребывания здесь достаточно материала относительно насильственной работы церковного совета. Он убедился также, что замученный большевиками не желает и не хочет больше никакой политики, он хочет спокойно молиться и работать. Об этом свидетельствуют прилагаемые документы.

Гениальный вождь великого геройского народа и его победоносная армия дали украинскому народу возможность отдохнуть, за что он всегда будет благодарен культурному и благородному немецкому народу и всегда будет молить бога о даровании решительной победы немецкому свету над иудейско-большевистской тьмой.

 

Бог благослови немцев и помоги им.

 

 

Секретарь епископа Пантелеймона

пастыря киевской епархии,

протоиерей Ивасков Михаил.

 

 

 

Київ: війна, влада, суспільство, 1939 – 1945. (За документами радянських спецслужб та німецької окупаційної адміністрації). – Темпора, Київ, 2013. - С. 453-458.